разделитель
 НАДПИСЬ
 разделитель

Уральские корни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Уральские корни » Заселившиеся на Урал » Переселение с Украины на территории Башкортостана


Переселение с Украины на территории Башкортостана

Сообщений 1 страница 10 из 12

1

Первые украинские переселенцы на территории Башкортостана появились в начале XVIII в. Они переселялись правительством на крепостную линию Южного Урала и Приуралья для несения военной службы и выполнения государственных по­винностей. На протяжении XVIII—XIX вв. заселение украинцами земель Башкирии проходило очень медленно, что объясняется существованием в ту эпоху крепостного права. Территория Украины в 1770 г.

После буржуазных реформ второй половины XIX в. переселение украинцев в Башкирию усиливается. Это связано с отменой крепостного права и с переходом экономики на капиталистический путь развития. В центральных губерниях России, на Украине, в Белоруссии и Прибалтике начинается быстрый процесс обезземеливания большой массы крестьян. Особенно скоро земельный голод сказался в центральных и северных губерниях Украины: Полтавской, Черниговской, Киевской, Харьковской и Подольской, которые породили основной поток переселенцев на новые земли, в частности, в Башкирию. Меньшее число мигрантов прибыло из Екатеринославской, Херсонской, Таврической, Волынской, южных уездов Курской и Воронежской губернии. Второй этап переселения.

По материалам всеобщей переписи населения 1897 г., в Уфимской губернии насчитывалось 4996 украинцев, а уже в 1912 г. – 56 923 украинских переселенцев, т. е. украинское население увеличилось за 15 лет более чем в 11 раз. Украинки в национальных костюмах

0

2

Третий этап переселения Новый этап расселения украинцев в Башкортостан начинается после Великого Октября. В советскую эпоху освоение новых промышленных и аграрных районов на востоке страны вызвало новую волну миграции украинцев в РБ. Если в 1920 г. в республике проживало 89 695 украинских переселенцев, то в 1939 г. – 92 289. Более компактно украинцы заселили южные и центральные районы республики. По природным условиям эти районы были примерно аналогичны естественным условиям Украины и поэтому больше привлекали украинцев. К тому же эти районы были менее населенными.

В послевоенное время численность украинцев стала уменьшаться. В 1959 г. в Башкортостане насчитывалось 83 594 украинца, в 1970 г. – 76 005, а в 1979 г. – 75 571. Это вызвано оттоком украинцев на Украину (так как главная причина переселения – малоземелье – в годы Советской власти была ликвидирована), а также относительно быстрым процессом ассимиляции украинцев в русском населении. Последнее особенно касается жителей городов и рабочих поселков, в сельской местности этот процесс выражен слабее.

0

3

Расселение украинского этноса на территории современной России, активно проходившее во второй половине XIX – первой половине XX в., в наибольшей степени охватило несколько регионов, которые можно отнести к традиционным областям переселенческого движения – Кубань («Малиновый клин»*), Нижнее Поволжье («Желтый клин»), Южный Урал, Юг Западной Сибири («Серый клин»), Дальний Восток («Зеленый клин»).
Общими чертами для них являются: 1) начало массовых и организованных миграционных процессов в дореволюционный (досоветский) период; 2) схожие географические и природно-климатические условия – степная и лесостепная зоны; 3) преобладающий крестьянский состав переселенцев и появление крупных ареалов многочисленных сельских поселений различного типа; 4) складывание относительно устойчивых этнокультурных комплексов, подвергшихся значительной трансформации уже во второй половине XX в.     
Южный Урал (в границах современных Республики Башкортостан, Оренбургской области, Челябинской области), как и другие области, обладает рядом историко-культурных особенностей, среди которых специфическая этноязыковая (тюрко-славянская) среда, где украинцы не являлись доминирующим этносом; транзитный характер миграций; переселенцы не занимали здесь сплошных территорий, расселяясь отдельными компактными анклавами; отсутствие процессов украинизации и т.п. Большая численность украинского населения в регионе, его заметная роль в хозяйственной, общественно-политической и культурной сферах обусловили высокий и стабильный научный интерес к данной этнической группе, который прослеживается с середины XVIII в. до настоящего времени.

Первые сведения о появлении украинцев на Южном Урале относятся к 1620–1630-м гг., когда в составе боярских свит на военную службу в Уфимскую крепость регулярно направлялось по несколько «черкас» . С середины 1730-х гг. разворачивается активная военно-колонизационная политика Российского государства на восточных границах. Особое внимание уделялось строительству крепостей на Оренбургской оборонительной линии, что требовало привлечения нового населения для несения службы в гарнизонах и хозяйственного освоения целинных земель.
Указы императрицы Анны Иоанновны от 20 августа 1739 г. и 23 января 1740 г. запрещали принимать на поселение в Оренбургском крае «великороссов» и разрешали привлекать в крепости выходцев из «Малой России» .
Правительственные инициативы положили начало организованному заселению Оренбургского края украинцами из юго-западных губерний Российской империи, преимущественно это были казаки из восточной части Украины и крестьяне, в том числе, беглые. Первые украинские селения в Оренбургском крае возникли в 1737–1742 гг. К началу 1740-х гг. в южноуральских крепостях военную службу несли уже несколько сотен «черкас», а всего во второй половине XVIII в. численность украинцев здесь могла достигать от 2 до 3,5 тыс. человек . В 1750-х гг. доля украинских казаков в составе Оренбургского казачьего войска составляла более 30% и оставалась на уровне 10% вплоть до 1880-х гг.  Некоторую часть поселенцев в XIX в. составляли также ссыльные участники восстаний на территории Украины и Польши.
Но, несмотря на финансовую и продовольственную помощь и определенные льготы со стороны местных властей, тяжелые природно-климатические условия для земледелия, голод и постоянные пограничные набеги со стороны кочевников привели к возвращению большинства «малороссов» на родину или переселению в другие районы Заволжья.
В первой четверти XIX в. процесс переселения части «малороссийского» казачества в восточные районы Российской империи, в том числе на Урал, возобновился. В 1820–1830-е гг. вдоль оборонительных линий возникает до 50 населенных пунктов с преимущественно украинским населением . К середине XIX в. численность украинского населения в регионе увеличивается, по разным подсчетам, от 20,5 до 35–45 тыс. человек .

В 1865 г. образована Уфимская губерния, но большая часть украинцев проживала в пределах Оренбургской губернии. После отмены крепостного права в 1861 г. открывается новый этап переселенческого движения, связанный с процессом обезземеливания большого количества крестьян в Украине, сохранением в юго-западных губерниях тяжелых форм повинностей.

0

4

Всего во второй половине XIX – начале XX в. численность прибывших на Южный Урал достигала 30–40 тыс. человек. По первой официальной переписи населения 1897 г. в Оренбургской губернии зафиксировано 41541, в Уфимской губернии – 4996, в Тургайской области – 4588 украинцев («малороссов», т.к. отмечалась принадлежность по языку), всего – 51125 человек.
Большинство украинских сел на Южном Урале появляется именно на рубеже XIX–XX вв., по уездам и волостям складываются компактные историко-географические ареалы с преобладающим украинским населением, которые в значительной степени сохраняют свои очертания до сих пор. Среди старинных украинских населенных пунктов Оренбуржья – Илекский городок (Соль-Илецк), Нежинка, Островное, Кардаилово, Краснохолм, Дедуровка, Слоновка, Буланово, Черный Отрог; Башкирии – Степановка, Байдаковка, Софиполь, Хотомля, Санжаровка, Гоголевка, Золотоношка и другие.

Большое значение для темпов переселенческого движения имел ввод в эксплуатацию участков Самаро-Златоустовской железной дороги в 1888–1890-х гг.
С 1891 г. началось строительство Транссибирской магистрали на восток от г. Миасс, и в 1893 г. открылся переселенческий пункт в Челябинске. В 1885 г. через Оренбург проследовало 10 тыс. человек, из них 64% – уже по железной дороге . Южноуральский регион стал своеобразным коридором для тех, кто «пробирался» дальше на восток. Однако в конце XIX в. этот транзитный поток был еще не столь велик, факты дальнейшего переезда в Сибирь немногочисленны, многие вынужденно оседали на землях Южного Урала, не имея средств к дальнейшим переездам. Известны случаи, когда крестьяне, переселявшиеся в Сибирь, не сумев устроиться там, возвращались на Южный Урал. Компактные группы украинского населения формируются, например, в Челябинском, Троицком, Верхнеуральском уездах, где на войсковых территориях оставалось еще достаточно целинных земель и пустошей.
Наибольших масштабов крестьянское переселение из Украины приобретает в ходе Столыпинской аграрной реформы 1906–1916 гг. Основной поток переселенцев на южноуральские земли составили крестьяне из Полтавской, Киевской, Харьковской, Подольской, Екатеринославской, Черниговской, Таврической губерний, а также украинцы из русских Курской и Воронежской губерний, белорусской Гродненской губернии. В это же время существенно увеличивается численность переселяющихся из Украины через Южный Урал в Сибирь (более 1 млн чел. за период с 1893 по 1913 гг.) . В период Первой мировой войны на Южном Урале появляются беженцы из Волынской губернии и Австро-Венгерской Галиции, однако большая их часть вернулась после окончания войны домой.
Переезжая на Южный Урал, украинцы принесли в регион высокую культуру земледелия, усовершенствованные орудия труда, передовые приемы обработки земли, что способствовало распространению в крае различных сельскохозяйственных культур: пшеницы, бахчевых, масляных и т.д. Выходцы из разных историко-этнографических районов Украины, крестьяне были носителями разного агротехнического опыта со своими локальными особенностями, но в целом традиционный хозяйственно-культурный тип украинцев не изменился . Украинские поселения на территории Южного Урала возникали в разных природно-географических, социально-экономических и этноконтактных условиях, что обусловило появление особенностей в их планировке и застройке. В память о своей родине украинцы сохраняли прежние названия в наименованиях вновь основанных поселений. Например, такие названия как Днепровка, Харьковка, Киевка, Черниговка, Полтавка, Черкассы, Тавричанка и другие встречаются на Южном Урале неоднократно. Внешний облик украинских сел долгое время сохранял традиционные черты, о чем красочно писал Т.Г. Шевченко, находившийся в 1847–1850-х гг. в ссылке в Оренбургском крае: «Подъезжая ближе к селу, ему, действительно, представилась малороссийская слобода: те же вербы зеленые, и те же беленькие в зелени хаты, и та же девочка в плахте и полевых цветах гонит корову. Он заплакал при взгляде на картину, так живо напомнившую ему его прекрасную родину» .

0

5

В советский период в связи с задачами освоения целинных земель, коллективизации и индустриализации, стоявшими в 1920–1930-е гг., переселенческое движение продолжалось, но постепенно утрачивало исключительно крестьянский характер, преобразуясь в широкую трудовую миграцию. В некоторых районах Южного Урала расселялся «спецконтингент» – раскулаченные крестьяне и беженцы, спасавшиеся от голода. Например, в Челябинской области компактные группы украинцев в Чесменском, Варненском, Карталинском районах складываются именно в этот период. В совокупности с естественным приростом населения эти тенденции привели к поступательному увеличению численности украинцев на Южном Урале в 1920–1930-е гг., когда большое количество их переехало на опустевшие земли бывшего Оренбургского казачьего войска, большая часть населения – свыше 80% – проживала в сельской местности .
Значительная часть эвакуированных из Украины в годы Великой Отечественной войны прибыла на Южный Урал и по окончании осталась здесь на постоянное проживание. Важное значение для формирования украинского населения на Южном Урале имела государственная политика по освоению целинных земель в 1950–1960-е гг., куда приезжали представители почти всех регионов Украины. Важно отметить, что в 1940–1950-е гг., когда численность украинцев в Башкирии и Оренбуржье начала необратимо сокращаться, в Челябинской области, наоборот, наблюдается мощный миграционный приток. Всесоюзная перепись 1959 г. зафиксировала в южноуральском регионе наивысший показатель украинского населения – 346470 человек. Таким образом, процесс переселения украинцев на Южный Урал в XVIII – первой половине XX в. носил поступательный, поэтапный, но неравномерный характер.
С середины XX в. под влиянием ряда факторов, в том числе, активного переселения из села в город, роста количества смешанных браков, унификации и интернационализации общественной жизни, начинается процесс ассимиляции украинского населения Южного Урала, утраты этнических особенностей культуры, народных традиций, языка. Ассимиляционные потери отчасти компенсировались в советское время постоянным притоком рабочих и инженеров на заводы и оборонные предприятия, научно-технической интеллигенции в исследовательские учреждения и высшие учебные заведения, но доля украинцев в составе населения региона в 1950–1980-е гг. необратимо уменьшалась. Во второй половине 1980-х – первой половине 1990-х гг. заметным был приток украинских мигрантов из Казахстана и Средней Азии в пограничные Оренбургскую и Челябинскую области. Но особенно стремительные темпы ассимиляция приняла в постсоветский период 1990–2000-х гг., численность украинцев региона сократилась за 20 лет в два раза. Сокращалась не только абсолютная численность украинцев, но и их доля в национальной структуре населения (Табл. 1, тыс. чел., % от общей численности населения).

0

6

Абсолютная и относительная численность украинцев на Южном Урале

Субъект РФ*            1926       1939        1959     1970    1979        1 989     2002     2010

Республика
Башкортостан            2,8%      2,9%         2,5%     2,0%        2,0%      1,9%      1,3%       1,0%

Оренбургская
область                    14,4%       9,0%       7,0%      5,5%        5,0%      4,7%       3,5%      2,4%

Челябинская
область                    3,5%         2,9%       4,5%       3,5%       3,3%      3,0%        2,1%       1,4%

Всего по региону    4,8%        4,2%        4,2%       3,3%       3,1%      2,9%      2,1%       1,4%

0

7

Среди украинцев в Башкирии преобладали переселенцы из Черниговской, Полтавской, Подольской и Киевской губерний, значительное число были выходцы из Харьковской, Екатеринославской, Таврической, а южных уездов Курской и Воронежской губерний. Украинские поселения, расположенные на территории Башкирии, находились в неодинаковых естественно-географических условиях и в различном этническом окружении, что обусловливало отличительные черты в их планировке и застройке. Не последнюю роль в этом играли также традиции, привезенные переселенцами со своей прежней родины.
Украинские поселения в Башкирии по характеру являлись деревнями, селами, реже поселками и хуторами. Их планировка чаще уличная или однорядовая, в отдельных случаях квартальная. Этническая традиция нашла свое отражение в размещении усадеб по отношению к улице и друг к другу. Фасад, длинная боковая – «подольна стiна», где прорубалась дверь, или узкая – «причилковая» стена, выходил на юг или к дороге, но иногда во двор. Ярма подобной ориентации преобладают в с.Константино-Александровка Стерлитамакского района. Вместе с забором глухая стена отгораживала усадьбу от соседей, окна не прорубали. Информаторы поясняют: «Что у соседей делается во дворе – никто не должен видеть». От улицы дом обычно отделяло и отделяет небольшое пространство, где разбивался палисадник, Это так называемое «курдонерное» расположение дома по отношению к улице. Размещение дома в глубине двора не обнаружено. Иногда дом фасадом непосредственно находит на улицу. Четкая ориентация дома по солнцу прослеживается в с.Антинган Хайбуллинского района, где некоторые дома по отношению к улице расположены по диагонали.
Почти все обследуемые нами постройки, возведенные до Великой Отечественной войны, а также в 1940-е гг., были до перестройки комплексами, объединявшими под одной крышей жилые и хозяйственные помещения. Известны случаи, когда в сарае или крытом дворе (лобазе, лапасе) устраивался колодец; по словам информаторов, этот тип был заимствован у немцев еще на Украине и сохранился в Башкирии [4]. Не исключено и местное влияние немецкого населения, значительное число которого проживает на юге Башкирии и в Оренбургской области. Вслед за Е.Э.Бломквист, которая дала обстоятельную характеристику типов двора у восточных славян [5],и Т.В.Косминой, давшей типологию застройки открытого двора на Украине [6], y украинцев Башкирии можно выделить три варианта застройки:
1. Однорядная застройка, при которой хозяйственные постройки выстраиваются в один ряд с домом и имеют общую крышу. Этот тип имеет повсеместное распространение.
2. Г-образная застройка («глаголем»). Этот вариант преобладает во всех украинских населенных пунктах Хайбуллинского района, в с.Константиноградовка Стерлитамакского района; имел распространение в Ермекеевском. Белебеевском, Альшеевском и других районах республики. Тип сформировался под влиянием недостатка земли, отведенной под усадьбу. Так в селе Антинган Хайбуллинского района под усадьбу отводилось от од до 20 саженей.
3. Свободная застройка, при которой дом и хозяйственные постройки не связаны общей крышей и располагаются без определенного порядка. Этот тип застройки получил наибольшее распространение в послевоенный период, особенно с 50-60 гг., повсюду, где жили украинцы.
Двурядная связь отмечена только один раз в с.Ново-Константиновка Альшеевского района.
Из сеней дома в первом и втором вариантах было два выхода, один на улицу, второй в сарай. В с.Антинган, д.Ново-Воздвиженка Хайбуллинского района встречается три выхода: в сарай, во двор и через парадное крыльцо на улицу.
Жилище украинского переселенца было двух- и трехкамерное помещения располагались по типу: хата + сени, хата + хата + сени, хата + сени + хата. Сейчас наблюдается тенденция к строительству многокомнатных домов.
Переселяясь на новые земли, украинцы попадали в тяжелые условия; деньги, вырученные за проданное имущество и землю, часто целиком расходовались при переезде и на покупку земли. На приобретение строительных материалов и найма плотников средств не оставалось. В этих трудных условиях им приходилось налаживать свое хозяйство и быт. Поэтому по прибытии на новое место переселенцы приступали к строительству временных жилищ с использованием подручных стройматериалов. Так, в лесостепных и в лесных районах в качестве временных жилищ большое распространение получили наземные каркасные постройки с плетневыми стенами или стенами из колотых пополам бревен: в степных районах – постройки земляночного типа. Возводя эти жилища как временные, бедняки их часто продолжали использовать как постоянные, а более зажиточные – в хозяйственных целях, В среднем в этих временных жилищах, по сведениям информаторов, жили 5 – 10 лет.
Временные жилищ с плетневыми стенами, обмазанными глиной, назывались «мазанка», «плетньова хата», из дерна – «дьорнушка»; со стенами, возведенными из глины, независимо от того, наземное это жилище или земляночного типа, – «землянками». Для постройки землянки копался котлован глубиной около 1 м. На краях ямы начинали бить стены, обычно для таких целей опалубку не возводили. Крыша строилась почти плоская, Посередине узких стен вкапывали столбы – «сохи», «слупи», на них укладывалось толстое бревно «сволок». На «сволок» и боковые стены, плотно подгоняя, друг к другу, настилали круглые деревянные палки. Затем потолок обмазывали глиной с соломой с обеих сторон. После того, как глина высыхала, сверху на крышу насыпали золу и слой земли. В Хайбуллинском районе сверху еще раз обмазывали глиной с соломой. Крыша одновременно служила и потолком. Подобные жилища широко еще бытуют в с.Новый Зирган, д.Ново-Воздвиженка Хайбуллинского района.
Традиционным жилищем украинца-переселенца являлся дом – «хата». Строительный материал, используемый при возведении жилища и хозяйственных построек в различных районах был разнообразным. Так, в лесных районах преобладало дерево, в лесостепных – дерево и глина, степных – глина и камень. В с.Антинган, д.Ново-Воздвиженка Хайбуллинского района сравнительно широко использовали лес, который привозили с Урала за 100 – 150 км. В этих населенных пунктах жили украинские переселенцы из Курской и Воронежской губерний и, в силу традиций, они строили дома из дерева. Сейчас повсеместно используется в качестве главного строительного материала дерево. С конца 1950 – середины 60-х гг. получает распространение кирпич. Природный камень используется для строительства хозяйственных построек и возведения домов в комбинации с саманом и деревом.
Различный материал, используемый в строительстве, требовал различной строительной техники. Срубные жилища возводились и возводятся из мягких пород деревьев: липы, осины, сосны, реже применялась береза. Нижние венцы до окон рубили из дуба. Дома строили наемные плотники, реже сами переселенцы. Применялись различные способы крепления углов: «в угол», «в ласточку», «в лапу», «в гнездо», «в замок». Стены сооружали из круглых бревен, в степных районах при недостатке леса, бревна кололись пополам, бытовала и столбовая техника возведения стен. Промежутки между столбами заполнялись бревнами, горбылями и т.д.
Для утепления бревна укладывали на мох (Иглинский, Уфимский районы), в степных и лесостепных районах на сено, солому, реже на глину, повсеместно широко использовали паклю.
Срубные жилища строили вначале без фундамента; нижний венец укладывали на дубовые стоянки. Для утепления под дом нагребалась земля. С 1920-1930 гг. стали подводить фундаменты из камня, с 1950-х гг. – бетонные. В Хайбуллинском районе украинские переселенцы из Воронежской губернии по традиции строили дома на высоком каменном фундаменте («низе») высотой до 1,5 – 1,8 м. Получался нижний этаж, где устраивали подсобные помещения: кухню, кладовую, зимой держали ягнят, телят.
Для сооружения стен из глины использовалась саманная вальковая (валерная) и литая техника. При возведении саманных стен устраивали фундамент, для чего рылась траншея, глубина которой зависела от почвы. На низ траншеи укладывался мелкий камень, который заливался раствором из глины и песка в соотношении 1:2 «заливкой», сверху укладывался крупный камень.
На выровненном фундаменте, высота наземной части которого равнялась 30 – 50 см., возводили саманные стены. Первый ряд самана укладывался поперек фундамента, второй – вдоль и т.д.; саман скреплялся раствором глины и песка, щели между кирпичом заливали раствором («заливкой»).
Вальковые стены лепили из «вальков» – сырых комьев глины с соломой весом 2 – 3 кг. «Вальки» укладывали рядами высотой и шириной до 50 см. Затем стенам давали высохнуть 5 – 10 дней, после чего проходили еще ряд и т.д. Постройка такого типа требовала определенного навыка и мастерства, поэтому для строительства нанимали специалистов.
Техника возведения литых стен значительно отличалась от вышеназванных. Для этой цели делали опалубку высотой 30 – 50 см., в которую закладывали длинную ржаную солому с «залавкой». После сушки стен опалубку поднимали выше, и строительство продолжалось. Характеризуя литой дом, информаторы говорили: «Сто лет простоит и огня не боится».
Стены обмазывались глиной с соломой изнутри и снаружи – «взакидку». Процесс первоначальной обмазки был трудоемким, поэтому обычно собирали «помощь». После того, как стены высохнут, их гладили («шпарували», «затирали») 2 – 3 раза глиной, смешанной с конским навозом, и белили белой глиной, мелом, известью, внутри – с добавлением синей или зеленой краски. Понизу стены с улицы делали «пiдвод» сажей или глиной высотой 25 – 30 см.
Под влиянием русских, башкир, татар, латышей в Иглинском и некоторых других районах украинцы перестают обмазывать дома снаружи, а местные народы в свою очередь под влиянием украинцев начинают обмазывать и белить стены внутри, а в Ермекеевском, Белебеевском, Хайбуллиннском и др.районах и снаружи.
Внутри стены между окнами расписывались растительным орнаментом, эта традиция в конце 1950-х гг. исчезла полностью.
Тёсом дома обшивали в первой трети ХХ в. только зажиточные крестьяне, с 1960-х гг. под влиянием местных народов и в связи с повышением материального благосостояния стали обшивать повсеместно.
Полы в доме по традиции вначале устраивались земляные («долiвка»). Для этого землю утрамбовывали и смазывали в несколько приемов глиной с соломой толщиной до 10 – 15 см., сверху пол выравнивали жидко разведенной глиной. Под влиянием местных народов у украинцев, прежде всего у зажиточных, уже до революции стали появляться деревянные полы («пiдлога»). Земляные пола в жилых помещениях можно было встретить еще вначале 1970-х гг., а в подсобных и хозяйственных помещениях и в настоящее время.
В домах с деревянным полом под влиянием русского населения украинцы стали устраивать подполья («подпол») для хранения овощей.
Потолок («стеля») поддерживался продольными или поперечными балками («сволок», «матка»), которые врубали в верхний или предпоследний венец сруба. В домах из глины балка укладывалась на «обгон», верхний венец, скрепляющий стены, или столбы. К 1940-50 гг. балки стали укладывать только поперек жилища на расстоянии полтора-два метра. На них набивали жерди и переплетали лозой. Часто в балках выбирали пазы, и в них закрепляли жерди или горбыли («сволочки»), С обеих сторон потолок обмазывался глиной. В д.Бабенка Иглинского района, по словам Ф.Клейнос, встречались потолки, настланные из коры липы. Под влиянием местных народов после революции широкое распространение получили дощатые потолки. Сейчас часто потолки подшивают фанерой. Потолок украинцы устраивали только над жилым помещением, сени и другие хозяйственные постройки, за редким исключением, потолка не имели.
Для украинского жилища в Башкирии более характерной была четырехскатная крыша («дах»), но в с.Байдаковка Альшеевокого района часто встречаются крыши с усеченным фронтоном, в д. Бабенка трехскатные крыши с вертикальным фронтоном с северной стороны. При господствующих зимой на территории Башкирии южных ветрах это спасало крышу от наносов снега. Не исключено что это является традицией, известной переселенцам на Украине. Двускатные крыша в конце ХIХ – начале XX в. встречалась редко, широкое распространение она получила только после войны под влиянием местных традиций и в связи с появлением нового кровельного материала – шифера. Фронтон зашивали снопиками соломы, осоки, камыша, заплетали лозой и обмазывали, с середины 1920-х гг., стали зашивать тесом. Нам известна только стропильная  конструкция крыши украинского жилища на территории Башкирии. Исключение составляет крыша временного жилища – землянки – некоторых хозяйственных построек. Техника крепления стропил была различной. «Крокви на пятках» – стропила устанавливали в специальные запилы на поперечных балках («човпи», «прогони») и закрепляли гвоздем. Этот способ крепления, как самый простой, получил более широкое распространение с конца 1940-х начала 1950-х гг. В пос.Суражинском Иглинского района стропила ставили на «п'яти», бревна длиной 50 – 70 см., которые крепились к поперечным балкам. «Крокви на обгоне» – в обгоне и стропилах делали запилы («гньозда») и, совместив их, прибивали стропила к обгону, в этом случае конца стропил нависали над стенами, «Крокви на шипах» – стропила закрепляли в поперечных балках при помощи гнезда и шипа, входящего в это гнездо. Сверху стропила соединяли при помощи запилов и гвоздями, а также перекладиной «бантиной», которая врезалась в них. Различные способы крепления стропил в разных сочетаниях были распространены по всей территории проживания украинцев в Башкирии.
Самым распространенным кровельным материалом до 50-х гг. была солома, реже использовали камыш, железо, черепицу. Под влиянием местных народов в Иглинском районе с 1920 г. стали крыть дома тесом, а с 30-х гг. широко используется дранка. В лесном районе этот кровельный материал был более доступен. Шифер, как кровельный материал, повсеместно появляется в конце 40-х гг., соломой крыли «пiд корешок», «пiд глину», «пiд гребьонку», «по-простому». В Хайбуллинском районе, в условиях безлесья, когда солома шла не только на корм окоту, но и на топку, основным кровельным материалом была глина, смешанная с соломой. Этот способ покрытия известен и на юге Украины.
Итак, мы рассмотрели некоторые конструктивные особенности жилища, украинских переселенцев в Башкирии. Данная статья не претендует на исчерпывающее освещение вопроса. Это первый опыт подобного описания. На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что в жилище украинских переселенцев прослеживаются сложные напластования, обусловленные этническими традициями, экологической средой, спецификой жизни в национальном окружении, В жилище украинцев в Башкирии обнаруживается большая общность с постройками русских. Это объясняется, прежде всего, тем, что в нем сохранились черты, свойственные всем восточнославянским народам и восходящие ко времени Древней Руси, а также влиянием русского населения в новых условиях. В отдельных элементах можно проследить черты сходства с жилищем других народов, населяющих Башкирию. Эти влияния были двусторонними.

0

8

Украинские деревни

д.Воскресенское или Соломоновка

Со дня основания Воскресенского, прежде Соломоновки, прошло более 120 лет. Свое рождение деревня начинала в 90-х годах XIX века. Основал ее помещик Соломон, чье имя первоначально деревня и носила.
  Первыми жителями стали переселенцы с Украины. Старейший житель Федор Оснач в свое время вспоминал, что о продаже земли на Урале они узнали в Земельном банке. Послали туда четырех ходоков, чтобы раздобыть больше информации о территории, о людях. Так в Соломоновку и переехали первые 17 семей. Тогда на этом месте были заросли сплошного пырея да ковыля. Но перед приездом переселенцев с Украины здесь уже обосновалось несколько семей-арендаторов – Юдины, Горянины, Прокофьевы, Выдрины и другие. С побегом крестьян с Воскресенского завода и массовым их переселением в Соломоновку деревня стала называться Воскресенкой.-

д.Екатерино-Григорьевка

украинцы: дворов-31, жителей-241; белорусы: дворов-11, жителей-71; русские: дворов-5, жителей-25.

0

9

Переведенцы из Малороссии на Урал

Текст о переведенцах из Малороссии из "Словаря Верхотурского уезда"

"Воскресенское или Шиловка, село на реке Шиловке правом притоке реки Шайтанки, впадающей в реку Тагил, Николае-Павловской волости, от уездного города в 173 верстах. Село расположено на среднеуральской гряде, тянущейся от Ежовой горы Екатеринбургского уезда к северу и окан­чивающейся у деревни Ясьвы Богородскими и Осиновыми горами, на абсолютной высоте 292 метров или 136,7 сажени.
        Село воз­никло случайно, Николай Николаевич Демидов, сослуживец Потемкина-Таврического, выиграл у графа Разумовского людей из имения последнего в Черниговской Гу6ернии в 1824 году. Выигранные крепостные были пригнаны пешком. В первобытном лесу на реке Шиловка была расчищена пло­щадь и наняты рабочие для постройки казарм. Во вновь построенные казармы и были водворены пригнанные черниговцы числом 90 семей. Таким же порядком из той же Малороссии еще водворены несколько семей в 1826 году. Тут же поселились и плотники вятичи, строившие дома в Шиловке и известные под именем марьинцев.
        Малороссы эти и по cиe время сохранили многое, занесенное из своих родных степей на Урале, так и по настоящее время ведется коляда, называемая здесь щедрованием. Молодежь, парни и девушки, ходят в утро нового года и поют песни, навеличивая чествуемого домохозяина. Записанная нами щедровальная песня характерна, потому что она совсем не соответствует цели праздника, а намекает на морской поход и мытье риз или одежды, видимо окровав­ленной и требующей мытья, а по очистке одежды и просушке говорится, что нужно служить молебен счастливо оконченного похода. Поющие щедровальщики вероятно и не подозревали, что ими воспевается, может быть, один из морских походов запорожской сечи и они потомки тех, кто мыл свои окровавленные ризы в море.
       Первая деревянная, обращенная из часовни, церковь существовала с 1839 года по 1884 год.”

0

10

История села Софиполь

0


Вы здесь » Уральские корни » Заселившиеся на Урал » Переселение с Украины на территории Башкортостана