разделитель
 НАДПИСЬ
 разделитель

Уральские корни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Уральские корни » ВСЁ О ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ » Генеалогические документы


Генеалогические документы

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Генеалогические документы

Акт о смерти переселенца

Акт о смерти переселенца – документ административного учета переселенцев. Составлялся в случае кончины переселенца. Содержит следующие сведения: фамилию, имя, отчество, место жительства и место приписки, семейное положение, сведения о родственниках, сословие, возраст, место службы, чин, дата смерти, причина смерти, место погребения (не всегда).

Акт об усыновлении

Акт (свидетельство) об усыновлении (удочерении) – документ учета гражданского состояния населения, фиксировавший факт усыновления. Содержит следующие сведения об усыновителе: фамилия, имя, отчество, дата рождения, возраст, место крещения, местожительства, семейное положение, степень родства, сословие, факт усыновления. Сведения об усыновляемом, как правило, очень краткие: фамилия (не всегда), имя, отчество, возраст и дата крещения.

Примечание. Усыновитель имел право передать усыновленному свою фамилию, если тот не пользовался большими сословными правами по сравнению с усыновителем. Передача усыновленным фамилий потомственных дворян могла последовать только по царскому указу, по просьбе усыновителя в порядке, установленным законом.

Алфавит жителей

Алфавит жителей (лиц) города на год – документ административного учета жителей каждой части города. Велся в виде книги частными приставами. Состоял из четырех частей. В первую заносились сведения о лицах, которым «воспрещено жить в обоих столицах»: фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, чин, звание, подданство. Во вторую заносились сведения о лицах, принадлежащих к 5-му классу «Табели о рангах»: фамилия, имя, отчество, имя, отчество жены, имена детей, чин, служебное положение, место жительства, куда выбыл. В третью заносились сведения о лицах, разыскиваемых по приказам и циркулярам обер-полицмейстера, а также о лицах, высланных из города: фамилия, имя, отчество, звание, цель розыска, приметы. В четвертую часть заносились сведения о евреях: фамилия, имя, звание, сведения о семье, какой гильдии купец и какого цеха мастер или подмастерье, где проживает (дом), когда прибыл.

Примечание. Существовали разновидности книги и с более подробной информацией: фамилия, имя, отчество, состав семьи, возраст, место жительства, сведения о перемещениях, где проживает (дом).

Алфавитный список студентов

Алфавитный список студентов (именная ведомость (годичная) об учениках (учащихся)) — документ ведомственного учета, составлявшийся в университетах, институтах, лицеях по отделениям, классам, курсам. В нем сообщались данные: фамилия, имя, возраст, вероисповедание, сословная принадлежность и сведения о семье, время поступления, место жительства, где получил подготовительное образование, сведения об успеваемости, куда поступил учиться, на какое содержание. Составлялись списки об учащихся, окончивших курс, по годам, месяцам и пересылались в учебные округа. До 60-х гг. XIX в. эти списки имели название «именные ведомости об учениках (учащихся)». С 1874 г. фамилии студентов размещались по алфавиту в пределах факультета и семестра. С 50-х гг. в ведомость была внесена графа о национальности студентов иностранного происхождения. В 80-е гг. в данный документ добавились следующие сведения: отметки о стипендиях, пособиях и освобождении от платы за учение.

0

2

Анкета политически неблагонадежного

Анкета политически неблагонадежного — документ полицейского учета. Массовый характер документ приобрел с конца 40-х гг. XIX в. Содержит следующую информацию: фамилия, имя, отчество, звание, время рождения, место постоянного жительства (его самого и родственников), место прописки по званию и по отбытию воинской повинности, привлекался ли к дознаниям, время ареста, время освобождения из-под стражи, настоящее местонахождение. Составлялась в полицейских управлениях, представлялась генерал-губернаторам.

Анкета о прибывших и выбывших иностранцах

Анкета (сведения) о прибывших и выбывших иностранцах — документ административного учета иностранцев, фиксировавший их прибытие и выбытие из Российской империи. Составлялась в годы Первой мировой войны (в 1914-1917 гг.) в полицейских управлениях. Содержит сведения: фамилия, имя, отчество, вероисповедание, национальность, состав семьи, сведения об имущественном положении, место жительства, подданство.

Аттестат зрелости

Аттестат зрелости — документ ведомственного учета, свидетельствовавший об окончании учебного заведения (гимназии, училища, пансиона). Содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, сведения о семье, вероисповедание, дата рождения, дата поступления в учебное заведение, дата окончания, состав предметов, отметки. Состав информации мог быть и более сокращенным: имя, фамилия, отчество, происхождение, предметы курса, отметки, дата выдачи документа об образовании. Дубликаты этих документов сохранились в фондах учебных заведений.

Аттестат служебный

Аттестат служебный (аттестационный лист) — документ, отражавший служебные отношения лица и служивший основанием для награждения, повышения, понижения и увольнения со службы. Содержит информацию: фамилия, имя, отчество, возраст, вероисповедание, национальность (иногда), семейное положение, степень родства ( не всегда), сословие, владение землей, недвижимостью, образование, место службы, должность, чин, награды, указание на судимость, оценка характера и способностей.
Аттестаты составлялись в государственных учреждениях руководителями структурных подразделений на своих подчиненных.
Примечание. Существовали различного рода аттестационные документы с примерно одинаковым информационным наполнением.

0

3

Билет переселенца

Билет переселенца — документ полицейского учета, выполнявший функции паспорта или проходного вида для переселенцев. Содержит следующую информацию о переселенце: фамилия, имя, отчество, возраст, место жительства, сведения о семье (дети, родители, другие родственники), сословная принадлежность.

Брачные документы

Брачные документы — документы учета гражданского состояния населения. Полный набор документов, прилагаемых к обыску, состоял из: 1) прошения о вступлении в брак; 2) разрешения начальства (с подписью и печатью); 3) свидетельства или удостоверения о разрешении на вступление в брак жениху, выданное купеческой или мещанской управой, если он принадлежал к этим сословиям; 4) паспорта, если жених или невеста были из другого прихода; 5) метрического свидетельства о рождении; 6) свидетельства об исповеди и причастии; 7) свидетельства об оглашении с подписями причта и церковной печатью; 8) свидетельства о номере брака после вдовства или развода; 9) указа консистории о разрешении повенчать третий брак (с 1840 г.); 10) указа консистории о расторжении брака и разрешении вступить в новый; 11) свидетельства о явке к исполнению воинской повинности от тех, кому минул 21 год; 12) показания — обязательства для иноверцев при вступлении в брак с православными соблюдать законы Российской империи. Кроме перечисленных документов в каждом конкретном случае при заключении брака могли потребоваться и другие, поэтому в книгах брачных документов встречаются свидетельства о смерти одного из супругов при вступлении во второй брак другого, о принадлежности вступающих в брак к определенным сословиям, об окончании учебных заведений и др.

Брачный обыск

Брачный обыск (предбрачное свидетельство, обыскное свидетельство) — письменный акт, совершенный причтом церкви перед венчанием с целью установления неродства вступающих в брак. Был введен в 1765 г. Его форма, восходящая к венечным памяткам (венечная память, или знамя, — так в Древней Руси назывался указ или разрешение на венчание брака, дававшийся на имя священника, совершавшего обряд) Древней Руси, определилась к 1837 г. В конце XIX — начале XX в. у брачных обысков появилось второе название — предбрачные свидетельства. Эти документы содержали следующие сведения о вступающих в брак лицах: фамилии, имена, отчества, возраст, сословие, чин, семейное положение. Брачные обыски заносились в шнуровые (обыскные) книги, которые скреплялись печатями духовных консисторий. Кроме брачных обысков или предбрачных свидетельств, при вступлении в брак были необходимы и другие документы. Эти документы, как правило, собирались в делах приходских церквей под названием «брачные документы». Однако в практике небольших приходских храмов нередко можно встретить брачные документы в обыскных книгах. В больших городских приходах брачные обыскные книги и книги брачных документов велись раздельно.

0

4

Ведомость о мещанах

Ведомость мещанских управ о мещанах, принадлежащих к расколу, — документ административного и сословного учета. Ведомости составлялись предположительно с середины 40-х гг, XIX в. служащими мещанских управ и передавались в канцелярию генерал-губернатора. Содержат следующие данные: фамилия, имя, отчество, возраст, место жительства, родственники, какая секта, когда стал раскольником.

Ведомость о выбывших из гимназии учениках

Ведомость о выбывших из гимназий учениках до окончания курса — документ ведомственного учета. Содержит информацию: фамилия, имя ученика, сословная принадлежность, сведения о семье, возраст, время выбытия из гимназии, по какой причине, сколько классов окончил. Начиная с 1837 г., ведомости поступали в канцелярии учебных округов еженедельно, с 1851 г. -раз в полгода. До 1887 г. один экземпляр этой ведомости направлялся в Министерство народного просвещения.

Ведомость о выбывших из учебных заведений

Ведомость о выбывших из учебных заведений воспитанниках из дворян, подлежащих обязательной службе — документ административного и сословного учета. На основании указов Сената с 1852 г. до 1856 г. воспитанники гимназий из дворян Западных губерний обязаны были поступать на военную или гражданскую службу, поэтому и велись ведомости о выбывших. Состав информации: фамилия, имя, сословная принадлежность, сведения о семье, вероисповедание, возраст, с какого курса убыл.
Поделиться…

Ведомость о евреях

Ведомость о евреях, мастерах и ремесленниках — документ сословного учета. Содержит информацию: фамилия, имя, отчество, место жительства, семейное положение, степень родства, владение землей и недвижимостью. Велись ведомости в ремесленных управах.

Ведомость о лицах, состоящих под надзором полиции

Ведомость о лицах, состоящих под надзором полиции (городовая), — документ полицейского учета. Составлялась полицейскими управлениями и частными приставами и содержала те же реквизиты, что и ведомость о евреях, мастерах и ремесленниках.

Ведомость о состоящих под надзором полиции

Ведомость о состоящих под надзором полиции — документ полицейского учета. Составлялась еженедельно уездными исправниками и подавалась генерал-губернатору. Содержит следующую информацию: фамилия, имя, отчество, чин, звание, сословная принадлежность (для иностранцев — подданство), место жительства, по какому распоряжению и за что именно подвергнут надзору, с какого времени состоит под надзором, на какой срок, вид надзора (гласный или секретный), где учрежден надзор (на месте жительства или в другой губернии), чем занимается, получает ли от казны содержание, имеет ли семейство и где оно находится, если умер, то где и когда именно, если выбыл из-под надзора, то по какой причине и с чьего разрешения, аттестация (сведения о поведении).

0

5

Ведомость об иностранцах

Ведомость об иностранцах, принявших русское подданство и исключенных из подданства России, — документ административного учета иностранцев. Составлялась ежегодно, сведения вносились помесячно губернскими правлениями, сводились за год и представлялись ежегодно в с.е.и.в. канцелярию. Содержит следующие данные: фамилия, имя, отчество, семейное положение, сведения о детях (их имена), звание, место службы, когда прибыл в Россию, к какому причислен сословию.

Ведомость учреждения о чиновниках

Ведомость учреждения о чиновниках — документ административного учета чиновников. Основным документом переписи учреждений России, проводившейся в 1754-1756 гг. по указу императрицы Елизаветы Петровны, была ведомость о высшем и среднем звене чиновников, чьи должности были перечислены в Табели о рангах. В ведомости указаны: точные данные о возрасте чиновников, образовании, начале службы и ее дальнейшем прохождении, окладах, количестве крестьян, наличии детей и их образовании и службе. Ведомости и начали поступать в Сенат и Герольдмейстерскую контору в 1754 г. Сохранились присланные в 1754-1756 гг. ведомости о чиновниках ряда губернских канцелярий: Архангельской, Астраханской, Лифляндской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Оренбургской, Петербургской, Сибирской и Эстляндской и большинства провинциальных и уездных воеводских канцелярий.

Венечная память

Венечная память (знаменная грамота) — документ учета гражданского состояния населения. В брачно-семейном праве являлась разрешением для заключения брака. Выдавалась архиереями, соборными протопопами и церковными старостами на имя приходского священника на руки вступающим в брак, и этим обстоятельством объясняется то, что венечные памяти почти не откладывались в учрежденческих архивах и являются редким источником. При заключении браков взималась венечная пошлина, с целью учета которой в духовных правлениях велись специальные книги венечных пошлин. Существенным недостатком этого источника является отсутствие указаний на возраст новобрачных и дату совершения обряда. Свое существование венечные памяти и книги венечных сборов закончили с отменой Екатериной II венечных пошлин в 1765 г.

Вид на жительство

Вид на жительство — документ полицейского учета населения. В 1894 г. было принято Положение о видах на жительство. Этот документ существовал наряду с паспортами и выдавался в местах постоянного проживания главе семьи, на крестьянский двор. В документ вносились сведения о жене получателя, сыновьях и родственниках мужского пола, приемышах и опекаемых до достижения 18 лет, дочерях до 21 года, лица преклонного возраста или тех, кто по состоянию здоровья не мог обходиться без посторонней помощи. Лица мужского пола, не достигшие 17-летнего возраста, женского пола, не достигшие 21 года, могли получать отдельные виды на жительство только по просьбе родителей. В этом случае оформлялся отпускной билет (см. № 87). По закону 1897 г. по распоряжению губернатора, градоначальника или обер-полицмейстера отдельный вид на жительство мог быть выдан жене лица, находящегося в безвестном отсутствии, или страдающего умопомешательством, или по другим причинам. Не отделенным членам крестьянских семейств, даже совершеннолетним, отдельный вид на жительство мог быть выдан только с согласия хозяина крестьянского двора или по распоряжению земского начальства (мирового посредника). Подлинник документа выдавался его владельцу, а в учреждении оставался дубликат.
Примечание. Раскольникам вместо вида на жительство выдавались свидетельства, содержащие сведения: фамилия, имя, отчество, место жительства, родственники, проживающие с раскольником.

0


Вы здесь » Уральские корни » ВСЁ О ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ » Генеалогические документы