разделитель
 НАДПИСЬ
 разделитель

Уральские корни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Уральские корни » Кыштымская волость » Сборные данные по волости


Сборные данные по волости

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Кыштымская волость. Списки домохозяйств. 1918 год.

При работе с документами архива в одном из фондов, был обнаружен список жителей Кыштымского завода начала XX века. В чём же открытие? – спросите вы. Дело в том, что список попал в фонд Р-526, по всей вероятности, случайно. Фонд №Р-526 «Исполнительный комитет Кыштымского районного Совета депутатов трудящихся; г. Кыштым Кыштымского района Челябинской области (1919-1948)». Нет упоминаний о списке и в деле №2б (опись №1) «Книга регистрации беженцев, проживающих в Кыштымской волости с 1915 года (начата 17.09.1919 г.)».

http://ic.pics.livejournal.com/chernser/77349684/27934/27934_900.jpg

Вышеуказанное дело состоит из 515 листов. Собственно «Список беженцев» занимает лишь девять первых листов дела. В Кыштым «беженцы» пришли в 1915 году. В большинстве своём это семьи русско-подданных поляков из Хомской губернии, а также из Седлецкой, Виленской, Люблинской, Радомской, Краковской и других губерний: Коленчук, Максимюк, Швогжда, Баранчук, Зайка, Стручук, Никалайчук, Дидыч, Жук, Корничук, Медведь, Сорока, Шпилька и многие другие, всего 81 семья. Название предпоследней колонки списка-таблицы «Куда возвращаются». Ответ, напротив всех семей, «на родину». Т.е. польские семьи решили вернуться на прежнее место жительства, в западные губернии России.
На десятом листе ещё одна таблица: «Регистрация военнопленных составленная отделом управления Кыштымского ревкома. 17 сентября 2019 г.» В книге регистрации записано лишь три фамилии: поляк Шонкда, и, предположительно, венгры Голуба и Цэрэр. Все трое подданные Австрийского государства.
С 12 листа начинается самое интересное. Список семей Кыштымских заводов, причём нумерация начинается с цифры 87/84 (вероятно, это и стало причиной того, что список не был идентифицирован). Структура списка следующая: номер домохозяйства по порядку; ФИО главы семьи и его возраст; члены семьи – родственная связь с главой семьи, ФИО (у жены указывается только имя и отчество, у детей - имя) и возраст; в примечании указывается место выбытия семьи или место временного проживания на момент переписи.
Возраст дан на 1918 год.

В доме №87/84 проживал Паперин Иван Игнатьевич 32 года, жена Парасковья Андреевна 27 лет, сын Михаил – 2 года.  В 1919 в семье родилась дочь Александра. В 1920 году ей исполнился 1 год.

Домохозяйства переписывались по улицам, т.е. кроме состава семей кыштымцев, можно посмотреть названия всех улиц города на год переписи: улица Плотинка, Болотная улица, Ивановская улица, Горовая улица и другие.

На острове Солонцы в доме под №113/1, принадлежащем Устинову, квартировала семья Негаметзянова Гарифзяна 35 (или 31) лет. Жена главы – Хадися Хаемтдинова 19 лет, его мать - Мугалья Ибатулла 60 лет, его же сёстры – Афара 20 лет, Гочара 16 лет, Хафазя 12 лет.

Улица Верхе-Базарная дом №310/1. В нём проживала семья Щукина Александра Трофимовича 59 лет. Жена – Ефимия Петровна 52 года, внук – Леонид 9 лет.

Следующий дом, 311/2, не жилой - заводской дом, Земская волостная управа.
Листая одну за другой страницы то и дело встречаются знакомые по нашим дням фамилии Курчавовы, Дайбовы, Сопляковы, Казаковы, Дурашкины, Сырейщиковы, Куренновы, Шейкины… Если в доме находилась лавка, аптека или другое заведение, указывалось назначение дома, если при заведении кто-то проживал, то указывались его хозяин и работники.

По улице Соборной №1049/1 стояла Общественная лавка.

А вот по улице Аптечной дом №1471/1 проживали завбольницей Роховщикова Людмила Алексеевна 59 лет, её заместитель Усуннова Александра Яковлевна 34 лет. «Живущая прислуга»: Семина, Спирина, Власова, Егорова, Попова и другие.
После кыштымских домохозяйств идёт список дворов Сак-Елгинского посёлка, а затем «Домохозяйства, живущие вне завода, на заимках»: Зотова, Сырейщикова, Алферова заимки, Селезни и Мылари. Старожилами заимки являются Селезневы. Предположительно одна из семей Селезневых стала первожителями Селезневской заимки ещё в конце 18 века. В 1918-му году в Селезнях проживали Селезневы, Сатонины, которые в списке отмечены, как выехавшие в село Рождетвенское, а так же Безсоновы, Сырейщиковы, Широковы, Портновы и Карасёвы. Больше половины всех домохозяйств Селезневской заимки – 12, носили фамилию Пискуновы.
Благодаря тому, что мне были известны года рождения некоторых жителей Селезней, удалось выйти на год составления списка – 1918. В 1920 году персональные данные некоторых домохозяйств корректировались. Кроме этого встречаются корректировки, выполненные в 1921 году.
Всего в списке зафиксировано более четырёх тысяч домохозяйств Кыштымской волости. Чтобы подвести итог, ещё раз пропишу полное название найденного документа: ОГАЧО, Ф.Р-526, Оп.1, Д.2б «Книга регистрации беженцев, проживающих в Кыштымской волости с 1915 года (начата 17.09.1919 г.)». Спустя столетие, мы с интересом перечитываем строки с фамилиями наших предков.

http://chernser.livejournal.com/8855.html

0

2

О венчании
22.10.1895 г.
Пермской губ., Екатеринбургского уезда, Кыштымской волости и завода крестьянин Гузынин Герасим Данилович, 46 лет, вторым браком
венчался с
казачьей вдовой Хариной Анастасией Васильевной, 45 лет, третий брак
из п. Харино Миасской станицы
=========================================

О смерти
14.07.1894 г.
Ярославцев Иван Михайлович
крестьянин Пермской губ., Екатеринбургского уезда, Покровской волости, с. Смолинского
78 лет

==========================================

О смерти
9.02.1895 г.
Гаврилов Григорий
сын мастерового Кыштымского завода Гаврилова Павла
9 лет, от простуды
==========================================

О смерти
21.06.1895 г.
Ершов Павел Степанович
крестьянин Пермской губ., Екатеринбургского уезда, с. Сосновское
70 лет
==========================================

О смерти
6.09.1895 г.
Гузынина Евдокия Петровна
жена крестьянина Кыштымского завода Гузынина Герасима Даниловича
46 лет, от чахотки

0

3

Про город Кыштым  http://www.litmir.co/br/?b=201081&p=1

выдержки:
"...Делали ее крестьяне, привезенные из России. На новом месте они селились землячествами. Крестьяне из Нижнегородской губернии образовали свою улицу — Нижнегородскую, из Симбирской — Симбирку и т. д. Избы рубили крепкие, но слепые, курные. Чистые избы появились позднее
Лепехин свидетельствует:
«В обоих заводах мастеровых и работных людей считается 748 душ, из коих 707 собственных и 41 отданных от ревизии на заводскую работу из числа непомнящих родства и незаконнорожденных».
...Никита Демидов и обратился к царице с челобитной, просил приписать к своим новым заводам крестьян, проживающих возле Камышлова, Ирбита и Шадринска. Высочайшее разрешение было дано. К кыштымским и каслинскому заводам было приписано в общей сложности 7667 душ. ..."

"17 января 1788 года Демидов писал из Санкт-Петербурга на завод:
«Караванному: Тихону Блинову, Герасиму Тимофееву, Михаилу Блинову, заводским приказчикам. Никифору Блинову, Ивану Блинову, Ивану Серебрякову, Якиму Аврамову, Прохору Блинову (сколько их много было Блиновых! — М. А.), конторщику Алферову и служителю Щеголеву."

0

4

Кыштымцы решили действовать

Синие январские сумерки сгущаются над Кыштымом. В раскрытую дверь кузни видать дорогу, провиантские магазейны, а дальше на угоре — каменное здание заводской конторы.

В кузне жарко вдвойне — и от огня, и от работы. Подмастерье Терентий Устинов орудует у горна. Со свистомм дышат широкие кожаные мехи, раздувая пламя в горне; оно гудит и становится все ярче и ярче. Братья — Климентий и Архип Косолаповы — куют в два молота. Оба они одних лет: тридцати четырех — тридцати пяти.

Климентий отирает со лба пот и выходит из кузни глотнуть зимнего воздуха. Вдоль реки мелкой рысью едет приказчик Верхне-Кыштымского завода Федор Алферов и служитель Самсон Карнаухов. Сбоку у того и другого, привязанные к стременам, бегут работники Бубнин и Егоров.

—           Видно, в господских конюшнях лошади поиздыхали, что в пристяжных людей стали гонять! — крикнул Климентий.

—           Молчи, сволочь! И до тебя доберемся,— ответил приказчик.

Они бешено глянули друг на друга.

Алферов ударил лошадь нагайкой и выругался…

Ночью в избе Дайбова собралось человек пятнадцать мастеровых с Верхне-Кыштымского и с Нижне-Кыштымского заводов — все коренные кыштымские жители, люди уважаемые, лучшие работники. Пришли братья Косолаповы, Ефим Устинов, Петр Назаров, Анфиноген Людиновских, Василий Куренков. В просторной горнице собравшиеся чинно расселись по лавкам. За столом, на котором горела свеча, сидели Алексей и Андрей Дайбовы, Мартын Рыбин и Петр Назаров. Лица у всех были серьезные, люди понимали, что предстоит большое дело.

Алексей Дайбов не стал мешкать из-за позднего времени и обратился к товарищам с коротким словом:

—           Собрались мы с вами сегодня посоветоваться, как быть дальше, что делать, чтобы животы спасти. Скоро всех по миру пустит нас господин заводчик. Он, по купецкому обычаю, норовит больше взять, меньше дать. А мы и так все отдаем: и силы, и жизнь. Докуда терпеть, земляки? Надо жаловаться. Говорят, дитя не просит — мать не разумеет. Только жаловаться не исправнику, не Расторгуеву, а горному начальнику в Екатеринбург да берг-инспектору в Перми.

—           Посылали бумаги не один раз, ответа нет и решенья нет,— прервал Назаров с досадой.

Дайбов спокойно продолжал:

—           Да, посылали и никакого толку не добились, а вот когда человек триста подписи поставит под жалобой, тогда начальство и призадумается. Тогда мы и решения добьемся. Высокие власти заступятся за нас.

Андрей Дайбов, считавшийся одним из заводских грамотеев, развернул большой лист и начал читать.

—           «Находясь в заводах Расторгуева, мастеровые и весь женский пол в работе, терпят голод, получают самую малую задельную плату и то еще по половинному количеству и не в свое время, через что довели себя до совершенной нищеты…»

—           Правильно! Верно! Последнее с себя проели,— раздались голоса.

—           Надо бы прописать, что бесчеловечно истязают нас, за волосья таскают, палками бьют. Вон смотритель Фомин заставил Савву Харламова две смены подряд работать, а как тот отказался, избил его до беспамятства. Четвертую неделю мужик хворает…

—           За все штрафуют: и за пережог угля, и за недоковку, и за угар в чугуне… Не знаешь, с какой стороны тебя достигнут.

Андрей взял в руки перо и стал записывать, что говорили рабочие.

Прошло больше двух месяцев. Уже зашумели мартовские бураны, а ответа из Перми и Екатеринбурга не приходило. Зато пришло распоряжение от заводчика — девяноста восьми работникам отправляться незамедлительно за сто двадцать верст в Шемахинский завод.

—           Вот тебе и дождались милости,— говорили мастеровые.

—           В Шемахинском заводе, слышь, и казарм-то нет.

—           Не поедем, земляки! Пускай хоть головы снимут…

Мастеровые собрались у Косолапова. Пятьдесят четыре человека решились ехать в Екатеринбург с жалобой в главную контору. Ждали Алексея Дайбова, который несколько дней назад уехал в Касли, чтобы узнать, что думают каслинские мастеровые. Но Дайбова так и не дождались. Приехавший из Каслей Илья Чуфаров рассказал, что Дайбов ходил по домам, собирал подписи, что его схватили полицейские служители.

Жаль было Климентию друга, но ничего не поделаешь, пришлось решать без него. На другой день пятьдесят четыре человека на тридцати подводах поехали в Екатеринбург… Добравшись до города, они обратились к помощнику начальника екатеринбургских горных заводов со слезной жалобой. Горный чиновник, презрительно оглядев толпу мастеровых, прежде всего спросил:

—           Почему явились скопом?

—           Думали, ваше благородие, вернее будет. Посылали не одну жалобу — ответа не дождались.

—           По какому праву оставили работу?

Мастеровые молчали.

—           Велю вас наказать палками.

И наказал, а жалобе все-таки дал ход. В горном правлении обещали удовлетворить претензии.

Слух о волнениях на Кыштымских заводах дошел до самого министра финансов Гурьева. Тот распорядился «о принятии всех мер для успокоения рабочих». Он писал в Пермь Булгакову: «Отлучка с завода такого количества мастеровых есть опасное самовольство… Примерно наказать и удалить с завода возмутителей».

Но пятьдесят четыре ходока уже возвращались в Кыштым.

Андрей Терентьевич Булгаков — пермский берг-инспектор, человек двуличный и трусливый,— боялся, как бы волнения на Кыштымских заводах не перешли в открытое сопротивление властям, а с другой стороны, хотел выслужиться перед министром… Потому-то он немедленно выехал в Кыштым.

Здесь уже доходило до прямого неповиновения. Несмотря на все попытки заводских властей отправить рабочих в Шемахинский завод, ни один не поехал. Те, кто были назначены, перестали выходить на работу…

Тройка сытых лошадей неслась по Челябинскому тракту. В щегольском экипаже ехали трое: Булгаков, сысертский исправник Шудров и чиновник Екатеринбургских горных заводов Солонинин.

День был воскресный, и тройка подкатила к воротам господского дома под звон колоколов. Попадавшиеся навстречу мастеровые оживленно переговаривались между собой:

—           Гляди, никак высокие власти прибыли.

—           Сейчас коренно решится наша судьба.

—           Надо кликать народ.

У каменной ограды господского дома начали собираться рабочие. Не прошло и часа, как толпа человек в пятьсот заполнила всю отраду.

Через некоторое время на крыльце появился берг-инспектор. Он сделал повелительный знак рукой, и наступила тишина.

—           По какой причине отказываетесь повиноваться распоряжениям заводовладельца? Почему не хотите идти на Шемахинский завод?

Тут словно плотину прорвало. Раздались крики:

—           Мы и так разорены до крайности!

—           Где мы там жить будем?

Берг-инспектор властно крикнул:

—           Молчать!

Негодующий говор еще гуще покатился по толпе.

Видя, что уже никто его не слушает, берг-инспектор презрительно пожал плечами и удалился. А в толпе говорили:

—           Не вырешит этот пузатый нашего дела — по всему видать, хозяйскую руку держит.

—           Надо опять в город идти.

—           Все придем.

—           Все!

Сговорились завтра же собраться у конторы и идти скопом.

На другой день братья Косолаповы, Андрей Дайбов, Дифиноген Людиновских, Петр Назаров, Мартын Рыбин и Ефим Устинов пошли по фабрикам поднимать людей. У многих желание шагать до города за ночь остыло. И все же двести человек с котомками собрались у конторы, а затем и двинулись в Екатеринбург…

Вот и город показался вдали. Засиял куполами Тихвинский монастырь. Ходоки закрестились.

—           Дай бог, чтобы все вышло по-хорошему.

Решено было идти сначала подать жалобу в уездный суд. Так и сделали. На крыльцо вышел регистратор. Он обещал довести претензии мастеровых до сведения присутствия суда. Но судейские чины перетрусили. В их представлении это были просто головорезы, способные на что угодно, и судьи срочно затребовали воинскую команду. Прибыла целая рота в полном боевом снаряжении. Кыштымцев окружили и повели в тюремный замок.

К. Боголюбов. Зарницы.— С. 318—336.

0

5

10 самых многочисленных фамилий города – Глазковы, Казаковы, Мыларщиковы, Швейкины, Аношкины, Сырейщиковы…

По данным в 2010 г.в Кыштыме проживали 373 семьи Глазковых, Устиновых – 319, Быковых – 281, Галицковых – 266, Швейкиных – 197, Кузнецовых – 193, Морозовых – 186, Казаковых – 185, Беспаловых – 179, Мыларщиковых – 179, Семеновых – 174.

0

6

Астахов Василий Игнатиевич

Место происхождения: уезд Екатеринбургский, вол. Кыштымская

Запасной рядовой, из крестьян

Дата бракосочетания: 10.11.1899. Дата венчания: 10.11.1899

Возраст: 24 лет

,

,

Источник: ГАПК Ф.37.Оп.6.Д.895 — Метрическая книга Петропавловский собор, г. Пермь
--------------------------

Евстафьев Николай Антоньевич

Место происхождения: уезд Екатеринбургский, вол. Кыштымская

Крестьянин

Дата рождения: 01.12.1899. Дата крещения: 01.12.1899

Отец Евстафьев Антоний Игнатьевич,

Мать Евстафьева Анна Архиповна,

Источник: ГАПК Ф.37.Оп.6.Д.8 — Метрическая книга Свято-Троицкая церквь, Пермский уезд
-------------------------------------

Егорова Евдокия

Место происхождения: д. Кыштым

Дата рождения: 05.08.1810. Дата крещения: -

Мать Егорова Дарья ,

,

Источник: ГАПК Ф.37.Оп.2.Д.265 — Метрическая книга Свято-Троицкая церковь, Соликамский уезд, Пожевская вол., завод Пожевской
---------------------------------------

Ефимов Стафей Спиридонович

Место происхождения: д. Кыштым

Крестьянин

Дата бракосочетания: 31.07.1796. Дата венчания: 31.07.1796

Возраст:

,

,

Источник: ГАПК Ф.37.Оп.1.Д.2а
------------------------------------
Ефимова (Ефимова) Евдокия Алексеевна

Место происхождения: д. Кыштым

Крестьянка

Дата бракосочетания: 31.07.1796. Дата венчания: 31.07.1796

Возраст:

Отец Ефимов Алексей ,

,

Источник: ГАПК Ф.37.Оп.1.Д.2а
-----------------------------------------

Кирилов Алексий Стефанович

Место происхождения: губ. Пермская, уезд Екатеринбургский, вол. Кыштымская

Крестьянин

Дата бракосочетания: 31.05.1900. Дата венчания: 31.05.1900

Возраст: 23 лет

,

,

Источник: ГАПК Ф.37.Оп.6.Д.896 — Метрическая книга Петропавловский собор, г. Пермь

========================================

Пимегина (Крючкова) Агрипина Павловна

Место происхождения: уезд Екатеринбургский, вол. Кыштымская

Дочь мастерового

Дата бракосочетания: 13.07.1903. Дата венчания: 13.07.1903

Возраст: 21 лет

,

,

Источник: ГАПК Ф.37.Оп.6.Д.900 — Метрическая книга ,
=============================

Тверских Авдотья Афанасиевна

Место происхождения: уезд Екатеринбургский, вол. Кыштымская

Крестьянка

Дата смерти: 05.04.1894. Дата погребения: 07.04.1894

Возраст: 33 лет

Причина смерти: От чахотки

,

От чахотки

,

Источник: ГАПК Ф.37.Оп.6.Д.345а — Метрическая книга Александро-Невская церковь, г. Пермь
===========================================
Титова (Птицина) Марфа Петровна

Место происхождения: д. Кыштым

Крестьянка

Дата бракосочетания: 15.02.1796. Дата венчания: 15.02.1796

Возраст:

Отец Птицин Петр ,

,

Источник: ГАПК Ф.37.Оп.1.Д.2а
===============================

Щербакова (Наседкина) Сирафима Осиповна

Место происхождения: завод Кыштымский

Дочь служителя завода

Дата бракосочетания: 29.07.1842. Дата венчания: 29.07.1842

Возраст: 27 лет

,

,

Источник: ГАПК Ф.37.Оп.1.Д.170 — Метрическая книга Петропавловский собор, г. Пермь

===========================================

Макарова (Неволина) Татьяна Тихоновна

Место происхождения: д. Верх-Кыштым

Крестьянка

Дата бракосочетания: 09.02.1857. Дата венчания: 09.02.1857

Возраст: 18 лет

Отец Неволин Тихон ,

,

Источник: ГАПК Ф.37.Оп.1.Д.240
========================

0


Вы здесь » Уральские корни » Кыштымская волость » Сборные данные по волости