разделитель
 НАДПИСЬ
 разделитель

Уральские корни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Уральские корни » Заселившиеся на Урал » Башкиры


Башкиры

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Борисова С. Башкиры Южного Урала // Тропинка. - 1998. - №4. - С.33-40

       "...история каждого народа уходит своими корнями в глубокую древность..

Происхождение башкир

По последней переписи населения в нашей стране в 1979 году башкир насчитывалось около полутора миллионов. Большинство их живет в Башкортостане (Башкирии). А почти десятая часть - 145 тысяч человек - в Челябинской области (до четырех процентов всего ее населения). Живут они в основном в Нязепетровском, Уфалейском, Кунашакском, Аргаяшском и других районах лесной и горно-лесной зоны и составляют группу зауральских башкир (вместе с 50 тысячами, проживающими в Курганской области).

- А почему они не все живут в Башкирии? А как они здесь оказались? И кто они - башкиры?

- Стоп, стоп, не все сразу! Попробуем разобраться по порядку. А для этого давайте-ка придумаем "вертолет времени" и "слетаем" на нем на три тысячи лет назад, покружим над Южным Уралом.

В далеком прошлом

Сначала "полетим" с востока на запад, примерно на широте нынешнего Челябинска.

...Под нами - леса, лесочки, поляны, реки и речки, озера и озерца, горы и взгорки. Кое-где проторены тропы и дороги. Видим и поселение: на излучине речки, как на полуострове. Да еще укрепленное - окружено валом, огорожено частоколом. Дома длинные, низкие, деревянные.

Люди все заняты делом. Вот в ворота въезжают, судя по колчанам и стрелам, охотники, везут на телеге добычу - большую, с рогами... Недалеко в речной заводи подростки ловят бреднем рыбу. Из лесу выходит старик с большим туесом, за ним - рой явно недовольных пчел. В лесу под деревьями женщины собирают в берестяные кузовки красную ягоду. Иногда останавливаются и что-то выкапывают... Выходит, жители поселения - собиратели, охотники, рыболовы? Наверное. Но, видимо, не только. Вон человек в реденьком лесочке пасет нескольких овец и мохнатых коровок с телятами. Что, эти люди еще и скотоводством занимаются? Да. Так называемым придомным.

- Посмотрите, что-то странное женщины на берегу речки делают - серые полосы по траве расстилают?

- Ничего странного - это они холсты белят. Значит, люди в поселении - еще и земледельцы, лен сеют, холсты ткут. А там мальчишки пасут на лугу серых гусей. И что такое они тайком с соседнего огородика притащили и с аппетитом уплетают?.. Да это же репка! Старая знакомая... Среди леса небольшое поле, уже убранное, стоят копешки. А на опушке у болотца стожки сена... Все как будто в наше время в глухой таежной деревеньке, какие иногда в кино показывают... Только столбов телеграфных не хватает...

Летим дальше. Около низкого строения кучи камня, угля. Печь - как большой камин - прямо на улице. Бородатые мужчины бросают в нее уголь и камни. Отблески огня на лицах. Поднимается дым с таким особым запахом металла, как в кузнице. Но это не кузница, а плавильня - мастерская для выплавки металла. Какого? Ну, поскольку это происходит три тысячи лет назад, то уже могло быть железо. Но может, все еще бронза. А в строении - кузница. Выплавят из руды - того самого камня в кучах - металл и тут же из него что надо сделают. Урал ведь! Руда сама на поверхность выходит...

А что это на лесной дороге между деревьями мелькает? Навьюченные кони? Торговый караван? Эх, вот сейчас на него нападут, будет битва, шум, звон мечей, крики... Но нет, все спокойно. Сейчас въедет караван в селение и начнется обмен. "Нашему" селению есть что менять - железные или бронзовые наконечники стрел, копий, да и сами деревянные древки, серпы, холст, может, даже и зерно - на войлок, шерсть, кожи, украшения, да мало ли что на что!..

Интересно - жизнь такая тихая, мирная, от кого же поселение-городище приготовилось защищаться - место выбрало, чтобы с трех сторон вода была, вал насыпало, частоколом огородилось?..

За ответом "полетим" на юг. Внизу появились степные пространства, лесов стало мало. Вон в степи табун лошадей промчался, стадо комолых коров хвостами от насекомых отмахивается. У озерца люди копошатся - целый кибиточный городок на колесах. Все понятно - кочевники.

Неспокойный сосед! Удалой, лихой, воинственный. Ведь для многих кочевников грабительские набеги - это такой же образ жизни, как пастьба собственных овец и коров...

...Теперь оставим "вертолет времени" и засядем за современную литературу, послушаем ученых, специалистов-археологов, историков, постараемся узнать и понять, что же это за людей мы видели и какое отношение они имеют к нашим вопросам и башкирам.

Так кто же они, эти люди?

...И узнаем, что в земледельческих и горно-металлургических поселениях-городищах жили тогда финно-угорские племена, предки многих нынешних поволжских и северных народов. Они заселили Южный Урал 30-35 тысяч лет назад. Финны занимали в основном его западную сторону - Предуралье: А угры осваивали восточную - Зауралье и южные лесостепи - Приуралье вплоть до примыкающего к Аральскому морю Приаралья. Были эти племена оседлыми, полуоседлыми, а часть угров - кочевыми. В те очень далекие времена леса на Южном Урале росли гораздо южнее, чем теперь, доходили, вперемежку со степью, почти до Каспийского моря и покрывали весь нынешний Северный Казахстан.

Около четырех тысяч лет назад в лесостепное Приуралье, перебравшись через Кавказ, примчались на своих колесницах индоиранцы (их называют еще североиранцами), пригнали стада комолых коров. Пришли они со своей родины - Северного Евфрата. Там и теперь живут их потомки курды. Североиранцам наши места понравились. Они сделали их центром своей военно-скотоводческой державы и кочевали по всей лесостепи от Тобола до Дона. А также проникали на север Южного Урала, даже много севернее тех мест, где мы с вами сейчас живем. Об этом говорят некоторые географические названия - смотрите в "Тропинках" №7 за 1997 год, №3 за 1998 год.

Называли себя индоиранцы ариями, говорили на североиранских языках и были предками скифов, савроматов, саков, сарматов, аланов и многих других племен и народов.

Более чем два тысячелетия индоиранцы и их соседи финно-угорские племена жили, конечно, чаще в мире и дружбе, чем воевали. Они оживленно торговали друг с другом, учились друг у друга (индоиранцы, например, привезли на Урал более высокую технологию металлургии и обработки металлов). И, конечно, смешивались друг с другом.

У индоиранцев были узкие длинные лица, светлая или смуглая кожа, глаза и волосы могли быть и светлыми, и темными, но волосы мягкие, иногда волнистые, нос высокий, густые бороды и т. п. - люди с такими внешними признаками относятся, как вы, наверное, уже знаете, к "европеоидной" расе. А угро-финны происходили из Сибири, где когда-то их европейские предки, пришедшие при древнем расселении народов из Европы, смешались с "монголоидной" расой востока. И поэтому у них могли быть некоторые монголоидные признаки - широкие скулы и круглые лица, кожа смуглая и желтоватая, черные жесткие гладкие волосы, черные глаза, не очень густая растительность на лице, широкие носы. При смешении индоиранцев с местными племенами потомкам передавались и те, и другие черты. Так возникла уральская контактная (или переходная) раса, к которой принадлежат и башкиры.

От хунну до башкир

А теперь возьмите физическую карту Азии. Найдите в ее центре южные отроги Саян, Алтай и Монгольский Алтай, "спуститесь" к восточным отрогам Тянь-Шаня, а потом на юг к могучей реке Хуанхэ и "пройдитесь" вдоль нее, оставив излучины справа. Вы очертили западные границы Великой степи (восточные нам для рассказа не нужны). Там написано: "Пустыня Гоби"? Верно, но в те времена пустыня Гоби занимала очень мало места, только в самом центре этого огромного региона. А все остальное вокруг и далеко на восток было степью. И эта зеленая многотравная степь, зимы в которой к тому же были мягкие и почти бесснежные, кормила многочисленные кочевые народы.

Но в первом веке нашей эры, то есть около двух тысяч лет назад, в Великой степи наступила жесточайшая засуха. Она длилась почти четыреста лет! Степь сохла, пустыня теснила ее к северу. Умирали, редели леса, высыхали реки и озера, почти пересох Балхаш, даже Аральское море превратилось в "Оксийское болото" - на дне его рос тростник. Засуха дошла и до наших мест. Лес отступил далеко на север, а Каспийское море - к югу. Образовался широкий степной коридор из Центральной Азии в Восточную Европу - Великий степной пояс Евразии. Народы всколыхнулись, великая засуха дала толчок Великому переселению народов, в том числе и азиатских.

В окрестностях Северного Китая на юге Великой степи и в Срединной - Центральной Азии шла отчаянная борьба за жизнь, власть и дань. В первом и начале второго века нашей эры здесь союзом нескольких государств и племен был разгромлен и раздроблен народ с почти тысячелетней историей - хунну. (Они сложились когда-то в Центральной Азии из пришельцев из Европы динлинов и местных монгольских племен). Часть разбитых войск - северные хунну - "неукротимые", примерно 20 тысяч воинов, преследуемые врагами, в постоянных боях, бросив обозы, прорвались через горные ущелья Тарбагатая*, через Джунгарские ворота*, прошли (по прямой это около 2600 километров) по всему нынешнему Северному Казахстану, вышли и остановились, оторвавшись от врагов, в Приуралье. Семьи их остались далеко за Тарбагатаем. В Приуралье семейный вопрос они решили просто - похитили или захватили в грабительских набегах местных женщин и женились на них.

Сложился новый народ, в жилах которого текла кровь самых стойких и воинственных... И не только хунну, но еще сарматов и угров, которые тоже кротким нравом не отличались. Возникло новое государство - грозная Гунния. Гунны были только воинами, жили за счет грабительских набегов и дани и наводили ужас на соседей. В фольклоре многих народов Средней Азии и Приуралья есть отголоски этого ужаса. Забегая вперед, скажем, что в башкирском героическом эпосе "Урал-батыр" современные ученые страшного, жестокого и беспощадного хана Катилу отождествляют с одним из самых "известных" именно такими качествами гуннским вождем Атиллой. В третьем-четвертом веках на волнах Великого переселения народов гунны двинулись на запад. Что сделали они в Европе - не наш вопрос. Нас же они интересуют потому, что побывали по крайней мере в двух "наших" местах - в районе Миасса и Чебаркуля, а также на реке Ай (здесь как будто стоял гуннский хан Баламир). Так что частичку своей "крови" они оставили и на Южном Урале.

Археологические раскопки показывают, что в основном гунны имели европеоидный облик.

Но потом они "прокатились" обратно далеко на Восток - к Алтаю. И в это время на Алтае возникает новый могучий народ древности - тюрки.

Вы наверное уже не раз слышали: тюркские народы, тюркский язык... Так кто же такие тюрки? Что, они - родоначальники многих народов? И какое отношение имеют к башкирам?

Любопытно само внезапное появление тюрок. В середине пятого века в Центральной Азии небольшая группа разнородных остатков от нескольких монгольских племен ("пятьсот семейств", как говорят летописи) бежала, спасаясь от своих врагов жужаней, на Алтай.

Там эти люди смешались то ли с гуннами, пришедшими с запада, то ли с местными хунну, возглавили их, и через сто лет на сцену истории вышел новый воинственный народ. Китайцы называли его "тукю", жужани - "тюркюты". Слово "турк" обозначает "крепкий, сильный". Крепкие и сильные тюркюты окончательно разбили своих врагов жужаней, очень быстро забрали власть в Великой степи в свои руки и создали в середине шестого века Великий тюркский каганат.

Покорив Центральную Азию, они за полтора года завоевали всю Среднюю Азию - Семиречье, Хорезм, земли нынешнего Северного Казахстана вплоть до Арала. А здесь споткнулись... Целых четыре года пришлось им преодолевать упорное сопротивление сарматских и угорских племен, чтобы выйти (в 558 году) к Волге. До первого упоминания башкир в арабских исторических источниках остается еще почти три века.

Тюрки прошли на запад, до границ Византии. Великий тюркский каганат достиг немыслимых размеров - от Черного моря на западе и до Желтого на востоке. Но через полсотни лет он раскололся на Западный - среднеазиатский, то есть "наш", и Восточный - центрально-азиатский. А еще через полтораста лет они оба и совсем рассыпались под ударами уйгур, образовавших на их месте свой Великий каганат. Тюрки были разбиты, уничтожены, да так, что если малая толика их и осталась в живых, она полностью растворилась в тех центральноазиатских народах, которые их приютили. Тюрки, прогремев два века, ушли, не оставив народа-потомка. Но зато они оставили в наследство свое... имя.

Как это получилось?

Во-первых, у тюркютов-тюрок были родственные племена, так сказать, по хуннской и по монгольской линиям. А сами тюрки были могучим и великим народом. И когда впоследствии эти родственные (а может, и вообще не родственные...) племена стали ошибочно считать потомками тюрок и даже называть тюрками, они не возражали. А во-вторых, тюрки дали имя языку. Когда "пятьсот семейств" пришли на Алтай, их языком был старомонгольский. Они быстро его забыли и стали говорить на языке местных жителей - хунну. Но у хунну не было письменности, никто на их языке ничего не записал. А тюрки вновь освоенный язык не только "разнесли по миру", но и оставили на нем "орхоно-енисейские надписи" о своей истории, причем на очень прочном материале - камне. Поэтому и стал язык называться тюркским. Немного позднее мы поговорим о нем подробнее. Сейчас же нас интересует, какие события происходили в Приуральско-Приаральской лесостепи во время правления Великих тюркского и уйгурского каганатов, потому что именно в это время здесь складывался башкирский народ.

0

2

Маджуджи, Баджирты...

В середине IX века на землях между Аралом и Каспием побывал арабский путешественник Салям ат-Турджеман. Он рассказывает, что здесь на огромных пространствах (в нынешних мерах - около пятисот сорока тысяч квадратных километров - а какую площадь занимает сейчас Челябинская область?) находится страна маджуджей и яджуджей. Всмотритесь в корни названий населявших ее народов - не кажется ли вам, что маджуджи - это мадьяры, а баджирты - башкиры? А одна из ранне-кыпчакских групп племен, кочевавших между реками Ишимом и Уралом, называлась йаджурд...

Мадьяры - угры, или огоры - финно-угорские племена, предки современных венгров (еще и манси и других народов). Венгры и сейчас называют себя мадьярами. В те времена, к IX веку, они жили по обе стороны Уральских гор, поднимаясь даже севернее тех мест, где сейчас находится наша область. Часть мадьяр была кочевой, часть полуоседлой и оседлой. В это же время здесь чересполосно, то есть вперемежку, жили и потомки североиранцев. А на востоке, юго-востоке и юге возникают новые союзы и сообщества племен, в том числе и те, которые впоследствии стали башкирским народом. Мадьяр теснят, их изматывают бесконечные стычки и войны за землю (ведь кочевым народам ее надо значительно больше, чем оседлым). Земля их первоначального расселения оказалась "очень переполнена", как горько заметил в XII веке в своих хрониках венгерский король Бела II. И значительная часть мадьяр ушла со своей родины на запад. Это произошло в IX веке. Позднее на Дунае мадьяры смешались с местным населением и образовали государство Венгрию. Но то, что часть их осталась на Урале, твердо помнили. Еще в XIX веке они верили, что далеко на востоке есть Великая Венгрия, которая в случае необходимости придет к ним на помощь. Но Великой Венгрии на востоке не было, а мадьяры к тому времени полностью слились с башкирами - баджиртами страны маджуджей и яджуджей.

О том, где мадьяры жили на Южном Урале, напоминают географические названия. На севере Челябинской области, в Карабашском районе, есть гора и горный хребет Юрма, а одно из мадьярских племен называлось юрматы; в Башкирии есть река Сакмара, приток Урала, а на карте Венгрии несколько Сакмар...

С IX века о башкирах начинают упоминать арабские исторические источники: то "башкурды" воюют вместе с печенегами и бурджунами против гузов, кыпчаков и карлуков, то также вместе с другими племенами восстают против владычества каганатов... В дальнейшем названия "мадьяр" и "баскарт" в арабской литературе употребляются как синонимы. Арабы, конечно, могли не разобраться, кто есть кто, но на существовавшую между этими народами родственность это все же указывает. Как и то, что названия трех из семи ушедших на запад мадьярских племен и трех из двенадцати родов у башкир совпадают: юрматы, кесе и еней.

Так кто же такие башкиры? Если они представляли союзы племен, да еще под общим именем, то как это могло получиться? Вот с имени и начнем - попытаемся хоть чуть-чуть прояснить этот вопрос.

"Баш-корт" или "Баш-кор-т"?

Самоназвание башкирского народа "башкорт". Ученые предла-гают несколько версий его расшифровки, потому что напрямую оно не переводится. Первую часть слова "баш" все переводят одинаково: на тюркском языке это "голова", "главный" (отсюда, между прочим, русские слова "башка" и "башковитый"). Вторая часть слова имеет много толкований. Одно из них - "корт" с тюрко-огузского "волк". Это вроде бы должно указывать на прямое происхождение народа от тюрок: тюркюты считали себя потомками волчицы и поэтому на их знамени изображалась золотая волчья голова. Но у башкир волк, волчица ничего особенного не означают. И волк по-башкирски "буре". Еще одно толкование - "кор" - "племя, круг, корень", а "т" - суффикс множественного (собирательного) числа, заимствованный тюркским языком из монгольских.

Есть еще и другие толкования. Кроме того, некоторые соседние народы называют башкир "иштяк" или "истяк", что может восходить к североиранскому "ишта" - "уважаемый".

Если допустить, например, толкование второй части слова "баш-корт" как "кор - круг, племя, корень", то может вырисоваться такая картина формирования народа.

На земли Приаралья и Приуралья, искони принадлежавшие угорским и сарматским племенам (среди сарматов могли быть, например, и саки - они носили остроконечные шапки, а подобный головной убор - традиционный для башкирских воинов) пришли захватчики - тюркюты. Сами тюркюты - народ хоть и великий, но немногочисленный. Они являлись "верхушкой", знатью, занимали командные посты и были воинской силой. А кормили их и снабжали всем необходимым другие племена и народы. Покорив очередных данников, тюркюты отправились продолжать завоевания, а здесь оставили сборщиков дани, то есть доверенных лиц и доверенные племена.

Племена, пришедшие с захватчиками (или приведенные ими), оказались "сдернутыми" с милой их сердцу лесостепи Алтайского нагорья. Местная лесостепь им тоже пришлась по душе. А надо сказать, что "степняки" и "лесостепняки" сильно отличаются друг от друга: степняки не любят сравнительно влажный климат лесостепи, даже их кони плохо переносят сочные травы лесных мест. Лесостепняки же и их скот неважно чувствуют себя в открытой всем ветрам и солнцу степи, на ее жестких травах.

Но вся земля в Приуралье и Приаралье уже давно поделена между местными родами. А родовое право более прочное, чем право захватчика, которое может оказаться временным - вдруг власть переменится? И чтобы укрепиться в новых местах, пришельцы, хоть как будто и завоеватели, все же стремятся объединиться с истинными хозяевами земли. Причем более прочными чем политические союзы родственными узами - заключением браков между отпрысками родов и племен.

Такие союзы выгодны обеим сторонам - пришельцы приобретают родственные права на землю, а местные племена роднятся с представителями власти. Тем более, что при этом к взаимной вежливости и уважению за такими "природнившимися" сохраняются их собственные имена, добавляемые к имени племени.

Надо полагать, что такие союзы были далеко не редкостью. Их начинают называть по "виду соединения" - главное племя, вокруг которого собрались роды - баш-кор-т. Впоследствии это название союзов становится собственным именем объединившихся таким образом племен и образующегося народа с уточняющими "добавками" башкорт-кыпчак, башкорт-канглы и т. д.

Разумеется, это одно из предположений; как было на самом деле, никто не знает. Но что так могло быть, подтверждается тем, что до сих пор у башкир сохранились имена родов, являющиеся названиями "присоединившихся" народов: катай, минг, канглы (печенеги), кыпчак (половцы), бурзян и т. д.

В 922 году арабский путешественник, мусульманский миссионер-проповедник Ахмад ибн-Фадлан в степях между Аралом и Каспием встретил воинственных кочевников, называвших себя башгурдами, или башгирдами. Отозвался он о них очень неприязненно. Ибн-Фадлан попытался обратить их в мусульманство, но башгурды отказались, заявили, что у них уже есть вера. Одни из них почитали духов природы - животных, леса, воды и т. д. Такие верования были у финно-угорских народов - язычников. Другая часть башгурдов верила в верховного бога Тенгре, в согласии с которым и в подчинении у него находятся еще двенадцать богов - так сказать, по "отраслям". Эта религия, в которой ибн-Фадлан не стал разбираться и посчитал ее "языческой", одна из древнейших монотеистических* религий - тенгрианство. Возникла она на Алтае и, возможно, была принесена в Приуралье еще тенгрианцами-хуннами, или уж во всяком случае тюрками, которые сами были тенгрианцами и могли просто насаждать свою религию в каганате. Таким образом, это также косвенно указывает на то, что "башгурды" представляли собой смешение разных племен. В Х веке они были уже достаточно определившимся народом.

Свою землю этот народ защищал яростно, всегда был готов к ее обороне. Недаром же в родословной кыпчаков говорится, что великий хан Уйгурского каганата Огуз-хан посылал своего младшего сына кыпчака с войском на усмирение восставших башкурды, маджаров, Урусов, оланов (оланы - аланы, сарматское племя, предки современных осетин).

Тюрки и тюркский язык

Лингвисты относят башкирский язык к "кыпчакской ветви тюркского языка алтайской языковой семьи". Мы уже говорили, откуда взялся тюркский язык, который вообще-то и не тюркский, а хуннский! В Приуралье он появлялся и раньше - на нем говорили гунны. Но тогда он, вероятно, не очень "прижился". А при тюрках стал распространяться очень быстро и широко, как связывающий разноязыкие сарматские, финно-угорские и прочие племена с захватчиками тюркютами. Возможно, что тюрки даже насильственно внедряли свой язык. Это бывало нередко в древнем мире. Скоро его стали применять и как язык межплеменного общения: "племенная гордость" меньше страдает, если "государственным" языком будет язык захватчиков, а не соседнего племени. "Отюркечивание" местных племен и целых народов происходило очень энергично. Одного-полутора столетий хватило, чтобы многие из них полностью забыли родной язык. Так, один из путешественников, побывав в Согде - это древняя страна на месте нынешнего Узбекистана - через полтора века после захвата его тюрками, встретил много людей, говоривших по-тюркски и по-согдийски, много людей, говоривших только по-тюркски, но не встретил ни одного человека, говорившего только по-согдийски.

Однако у разных народов, даже забывших родной язык, сохранились и вошли в новый некоторые корни (иногда даже до половины словарного состава), словообразовательные элементы - суффиксы, приставки, окончания и т. д., особенности произношения и т. п. И таким образом получились языки на тюркской основе, но все таки различные и собственные. Так исчезнув-ший народ, не оставивший потомков - явление в истории довольно редкое, оставил в наследство язык и свое имя в его названии. И даже в названиях народов, которые хоть и называют себя тюрками, но от настоящих тюрок не происходят.

Сейчас тюркский язык - понятие чисто лингвистическое. Но зная хотя бы один из тюркских языков, можно понимать и более или менее изъясняться на языках более чем двадцати народов, населяющих Россию, страны бывшего СССР и даже за их пределами - башкир, татар, нагайбаков, казахов, турок и других.

Башкурды поднимаются в горы

К описываемому времени прошло уже пять веков после окончания великой засухи, и лесостепь вновь заняла свои исконные места далеко к югу, востоку и западу. Но в Х веке - новая засуха и новое высыхание огромных пространств. Леса опять "уходят" на север, за ними и "лесостепняки"- башкиры. К тому же их теснят появляющиеся из расширяющейся полупустыни племена степняков. На востоке возникает кимакский каганат (куда входят и кыпчаки). Он в 1Х-Х1 веках располагался от Прииртышья до "наших" мест: кимакские родовые могильники находят вблизи Челябинска - в Синеглазове и других местах. На юго-западе - кыпчаки-половцы (куманы): после усмирения башкир, мадьяр и других племен они почти триста лет властвовали в степи между реками Тином и Яиком (Доном и Уралом), и степь называлась Дешт-и-кыпчак (у русских - Половецкая степь). Постепенно и постоянно башкиры "вжимались" в горы и передвигались на запад на территорию нынешней Башкирии. Они занимали земли, на которых жили в это же время и финно-угорские племена, и североиранцы. Процесс этот происходил, по-видимому, по-разному. И мирной ассимиляцией, то есть смешением приходящих башкир с местными людьми. И наверняка были стычки, прямые военные захваты и вытеснения - ведь башкиры были все еще кочевниками, а у них каждый второй - воин: воинскую деятельность с пастушеской совместить гораздо проще, чем с земледельческой. У оседлых народов воинов значительно меньше - кто же будет работать на земле, охотиться и т. д.?

О последнем "способе" занятия земель свидетельствует то, что в IX веке внезапно на Каме появляются могильники мадьярского типа. Топонимия и археологические данные показывают, что до того мадьяры жили на Южном Урале значительно восточнее:

Топонимы, то есть географические названия, могут многое поведать не только о местах проживания, но и о взаимоотношениях предыдущих и последующих народов.

Так, если происходит мирная ассимиляция, в языке последующего народа сохраняются очень многие названия как первостепенных, так и второстепенных географических названий. Они часто просто приспосабливаются к произношению и несколько переосмысляются в его языке. Если же сохранились топонимы только каких-либо особо выдающихся мест - скорее всего это говорит о том, что по соседству-то жили, и имя какой-либо далеко видной горы или пограничной речки знали, хоть и непонятно было, что оно значило: название, и все тут. А имен всяких второстепенных мест и не знали. А потом взяли и турнули соседа... Старое название привычное, оно осталось, а все остальное по-своему постепенно наименовали. Но если все топонимы - на языке последующего народа - явно, что просто пришли и захватили... Ну, а попробовать разобраться в топонимах вам помогут статьи в нашем журнале.

Например, гора Азям - в североиранских языках Высокая. У башкир есть такое слово, и обозначает оно одежду - как по вашему - кто скорее всего дал горе название?

На Южном Урале башкиры занимали места в соответствии со своим родоплеменным разделением. Об этом опять же говорят топонимы, в основном, водоемов - озер и рек, по берегам которых они селились. Род катай жил восточнее и севернее Миасса. Там, как его следы, остались названия: речка Катав, города Усть-Катав и Катав-Ивановск, поселки Катавка, Верхний Катав, гора Катавская, Катайские горы возле Нязепетровска и Аши. Табынцы жили в окрестностях озер Каратабан, Баратабан, Табынкуль, Табынское, Табынша, Табын-гора. Озеро Каратавка - память о роде кара-тавлы. И так далее.

В начале XII века башкиры приняли "в свои ряды" большую группу половцев-кыпчаков. Их разгромили русские князья Святослав Игоревич и Владимир Мономах (вспомните стихотворение Аполлона Майкова "Емшан" - "...то с русской силой Мономах всесокрушающий явился..."). В эти же века на башкир оказывала воздействие и примыкавшая с запада Волжско-Камская Болгария, под политическим влиянием которой они находились. В XIII-XVI веках, в период монголо-татарского завоевания, в башкирский народ влилась новая волна кыпчаков: те спасались от нещадного разорения их монгольскими разбойничьими налетами в открытой степи, уходили под защиту лесов, болот, гор, рек и сливались с давними соседями башкирами. После распада Золотой Орды значительная часть башкир отошла к Ногайской Орде (на реке Яике), и башкиры "пополнились" ногайцами, еще позднее - калмыками. С каждыми новыми "родственниками" в башкирском народе прибавлялись в культуре, в языке черты ассимилированных народов. В результате образовалось четыре группы несколько отличающихся даже по внешности башкир, два основных диалекта и двадцать два говора...

Окончательное формирование народа, его языка, культуры и самобытности произошло лет 300-400 назад. Но его устная фольклорная культура насчитывает значительно больше. Так, героический эпос башкир "Урал-батыр" появился еще до монголо-татарского завоевания Башкирии.

Таков этногенез, то есть происхождение и становление башкирского народа, вобравшего в себя "кровь", или как сейчас более точно говорят - генофонд, культуру, языки многих народов Урала, Приуралья и даже далекого Алтая. И давшего имя самому горному краю, который когда-то на Руси назывался Поясом или Камнем - Уралу.

Надеемся, что ответили на вопросы, кто такие башкиры, как они здесь оказались и частично на вопрос, почему не все они живут в Башкирии. Но история возникновения народа - это не история его политической, экономической, культурной жизни в среде других народов. Об этом будет особый разговор.

0

3

Галигузов И. Ф. Башкиры//Галигузов И.Ф. Наряды Южного Урала: история и cовременность.-Магнитогорск,-2000.-Гл.2-с.66-73

Предваряя предстоящее повествование об истории народов, заранее сделаем оговорку. Начнем его с истории башкирского народа. И вот почему. Среди современных народов, живущих на Южном Урале, первыми обитателями края оказались башкиры. Поэтому начало рассказа с башкир ничуть не искажает исторической правды, не умаляет роли других народов. При этом соблюдается историзм изложения материала.

Если следовать письменным источникам прошлого, дошедшим до нас, то можно, казалось бы, считать башкир уже более тысячи лет коренным населением края. Но все дело в том, с каких пор башкиры здесь живут, какие племена представляли их предки, на каком языке они говорили? И самое главное, когда они сложились в один народ с общей территорией, культурой, языком?

Эти нетривиальные вопросы вот уже несколько столетий привлекают внимание историков, языковедов, антропологов и других специалистов, порождают у них бесконечные споры, которые не прекратились и до сих пор. Причины этого во многом кроются в неконкретности и противоречивости устных преданий, легенд, первых письменных источников о башкирах.

Башкиры, как и многие другие народы, жившие во второй по-ловине XIX века на территории Южного Урала, находились на низкой ступени развития. Не имея письменных памятников, они не знали своей истории, не знали, откуда появились, где жили и чем занимались их предки. По незнанию сами башкиры называли себя древнейшими обитателями края. Однако у них, писал в конце XIX века историк А. Е. Алекторов, есть устные предания, повествующие о том, что до их поселения, во времена давно минувшие, по обе стороны уральского хребта жили многочисленные югорские племена, им не известные. Только потом здесь появились башкиры.

В этом нет теперь ни малейшего сомнения. Уцелевшие курганы, могилы, валы, остатки былых жилищ, медные копья, мраморные изображения человеческих лиц дают основание считать, что на месте нынешнего Южного Урала жили довольно развитые народы, знавшие о природных богатствах, умевшие отыскивать металлы, изготовлять из них орудия.

Особенно слабо исследованы ранние этапы этногенеза башкирского народа - IХ-Х вв. Отдельные историки ХVIII-ХIХ вв. (Д. Европеус, И. Фишер, А. Шлецер и др.) считали башкир финно-угорской языковой группой, впоследствии подвергшихся сильной тюркизации. Подобной точки зрения придерживался и советский этнограф, профессор МГУ С.А. Токарев. Одновременно возникла теория тюркского происхождения башкир, активными сторонниками которой являлись В. Н. Татищев, П. И. Рычков (XVIII в.), а затем П. С. Назаров, Н. М. Малиев (XIX в.). Известный уральский этнограф С. И. Руденко пришел к выводу, что в формировании башкирского народа участвовали различные племена. Существует также мнение (Р. Г. Кузеев), что башкиры в IX веке жили в Приаральских степях, а на Южный Урал они пришли и заселили его лишь в самом конце IX или в начале Х вв.

Как показывают исследования этнографов, башкирские племена к моменту появления на Южном Урале не представляли однородной массы. Локальные различия в культуре башкир имели глубокие корни.

Специалисты считают, что у башкир, как кочевого народа, за несколько поколений сменился образ жизни. Ётот процесс занял многие десятилетия и происходил он в условиях существования постоянных контактов кочевников с оседлым населением. Переход башкир к оседлой жизни длился три столетия (ХУ11-Х1Х вв.), причем шел он при определенном давлении властей.

Кочевая система хозяйства уступила полукочевой. Скотоводство на значительной территории края постепенно заменялось земледелием и лесными промыслами. Со временем оно приобрело отгонный характер. Смена образа жизни сопровождалась переходом населения к оседлости. Однако это не значит, что произошла полная смена уклада жизни. Даже в начале XX века сохранились выезды отдельных хозяйств на летовки. Одновременно продолжали существовать разнотипные элементы культуры, в том числе кочевых и оседлых поселений.

Крупные знатоки истории башкирского народа С.И. Руденко и Р.Г. Кузеев рассматривают проблемы происхождения и формирования башкир в тесной связи с историей печенегов, огузов, волжских булгар, половцев и монголов. Эти так называемые "поздние кочевники", считают ученые, оказали существенное влияние на формирование башкирских племен. При явном сходстве в образе жизни с "ранними кочевниками" (скифами и сарматами) поздние кочевники во многом стали иными - у них появились нового образца, более легкие и удобные сабли, конские седла со стременами, передвижные разборные юрты, заметно изменились формы лука и наконечников стрел, погребальные обряды.

Вполне естественно, интерес к истории башкирского народа проявлялся и гораздо раньше. Впервые этноним "башкорт" в исторической литературе упоминается с середины IX века в трудах арабо-персидских авторов. Историк Х века Ал-Масуди писал, что баутгарты (башкиры) в конце IX века участвовали в войне в районе Аральского моря.

Другой автор того времени Ал-Балхи знал башкир, которые заселяли горно-лесную страну, что их насчитывалось приблизительно две тысячи человек. Он указывал, что башкиры прекрасно защищены лесами, что их никто не мог покорить. Ал-Балхи сообщал также, что они "подвластны болгарам". В повествовании нетрудно заметить горы Южного Урала, где ближайшими соседями башкир были булгары в Нижнем Прикамье и гузы - в южноуральских степях.

Среди арабских письменных источников о башкирах наиболее ценными и достоверными являются записки Ахмеда Ибн-Фадлана о его продолжительном путешествии в начале Х века из Багдада через Бухару и Хорезм к волжским булгарам. С группой путешественников в 921-922 годах он прошел через степи и пустыни Средней Азии и вышел к реке яик (Урал). Свой дальнейший путь он держал через страну башкир и подошел к Волге. Будучи очевидцем того времени, Ибн-Фадлан оставил интересные сведения о русах (русских), хазарах и башкирах. Особенно интересно описание им быта, культуры и нравов башкир.

Вот как характеризует Ибн-Фадлан башкир: "... это худшие из тюрок, самые грязные из них и более других посягающие на убийство. Встречает человек человека, отделяет его голову, берет ее (с собой), а его (самого) оставляет. Поэтому, - писал он, - мы остерегались их (башкир - И. Г.) с величайшей осторожностью", так как это были грубые племена, жившие грабежом.

Конечно, к этим сообщениям издалека можно относиться по-разному: одни им могут верить, другие их отвергать. Однако многие ученые сходятся во мнении, что записки Ибн-Фадлана - это исторический источник, заслуживающий большого доверия, и он пригоден для научного использования. Известный историк А. П. Ковалевский в "Книге Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг." (1956) сделал вывод, что Фадлан относился к описанию всего, что он видел и слышал, весьма добросовестно. К сожалению, текст его рассказов дошел до наших дней не полностью, и он не свободен от искажений.

О башкирах той эпохи остались и иные мнения. Европейские путешественники, посетившие башкир в средневековье, высказались о них как о храбрых, живых и гостеприимных людях. Башкиры свободно перекочевывали по степям, устраивали там свои кибитки, занимались скотоводством, тешились верховой ездой и игрой.

Эти черты характера башкир сохранились у них до начала XX столетия. В то время как татары, мещеряки, а также финно-угорские народы - черемисы, мордва, вогулы (манси) - угрюмы и малоподвижны, башкиры беззаботны, веселы, даже легкомысленны, писал путешественник М. А. Круковский. "Пережитые бедствия сделали их недоверчивыми, подозрительными к чужому. Но стоит лишь заслужить его доверие, и тогда башкир развертывался во всю свою широкую, степную натуру".

Среди башкирского народа бытуют старинные предания, в которых рассказывается о происхождении племен, родов и их названий, а также о связях башкир с другими народами. Наиболее древний мировоззренческий пласт образуют легендарные предания о мифических родоначальниках башкир, которыми у них часто выступают какие-то животные или птицы - волк, медведь, лебедь, ворона, а также демонические существа - шайтан, шурале (леший).

Предания прошлого содержат самые разные сведения о приходе предков башкир на Урал во главе с мифическим предводителем. Используются при этом неопределенные формы выражения "откуда-то с юга", "с турецкой стороны"; "со стороны Алтая" и др. Безусловно, вымышленность, условность такого рода сюжетов весьма явственна. Но в этих повествованиях, облаченных в легендарные формы, нетрудно заметить отдаленные отзвуки этно-исторических связей башкир с народами Алтая, Средней Азии, Казахстана, что подтверждается историческими источниками.

Легендарные предания о происхождении башкирских племен и родов, о заселении и освоении Урала следует рассматривать как ранние народные рассказы, так как действительность в них берется "в общественном аспекте". Имеются также предания, в основе сюжетов которых лежат реальные факты общезначимого характера.

Как бы ни был широк разброс суждений, большинство ученых сходятся во мнении, что этническое ядро башкирского народа - в основе своей тюркоязычное. Признается как факт, что раннебашкирские племена обитали на Южном Урале, начиная с первых веков нашей эры. По антропологическим особенностям башкиры больше тяготеют к татарам, удмуртам и марийцам и значительно отличаются от казахов, киргизов и других южных тюркоязычных народов.

Археологические и другие источники свидетельствуют, что башкиры в Х-Х1У вв. являлись тюркоязычным народом. Они заселяли вместе с другими народами весь Южный Урал с прилегающими к нему территориями - нынешними Оренбургской, Челябинской, Курганской, Свердловской и Пермской областями, Башкирской, Татарской и Удмуртской республиками. На этом обширном пространстве и происходило формирование башкирского этноса.

Важную роль в этнической консолидации башкир, развитии их культуры, по мнению Р. Г. Кузеева, сыграли ХIII-ХIV века. Это было время, когда в среду башкир влились новые кочевые племена -табынцы, катайцы и другие. В результате такого слияния происходило окончательное созревание тех этнокультурных признаков, которые характеризуют современных башкир.

Исследования археологов позволили проследить основные этапы обитания и становления на Южном Урале древнебашкирского этноса, начиная примерно с VII-IХ вв. Разумеется, на каждом из таких этапов этнос как исторический феномен не оставался неизменным, а постоянно развивался, приобретая все новые оттенки. Современная археологическая наука по сохранившимся и обработанным вещественным материалам достаточно точно установила, что начало формирования башкирского этноса связано с массовым переселением южносибирских, казахстанских и других племен. Пришлые кочевники ассимилировали местное население. Древне-башкирское этническое ядро и по численности, и по территории оставалось намного меньше, чем в Х-ХII вв., когда в их состав влились новые потоки кочевников.

Принимая во внимание современный уровень знаний и накопленный на сегодня археологической наукой материал, Р. Г. Кузеев этническую историю башкир условно разделил на два больших периода: 1)до VIII-IХ вв., когда предки башкир еще пребывали в составе более обширных этнических образований, проживавших на разных территориях; 2) с VIII-IХ вв., когда начинается собственно башкирская история и башкиры вступают на самостоятельный путь развития в пределах их сегодняшнего расселения.

В формировании башкир как народа, их этнического облика и культуры второй период сыграл решающую роль. Само собой разумеется, что происхождение племен и отдельных групп, вошедших затем в состав башкирской этнической общности, восходит к предыдущему этапу. Сплочение башкирского народа происходило в период между падением Западного Тюркского каганата (VIII в.) и возникновением империи Чингисхана (XIII в.). Окончательное формирование башкирского народа завершилось в последующие столетия. Оно неразрывно связано с вхождением Башкирии в XVI веке в состав Российского государства.

Процесс становления башкирского этноса проходил в непростой обстановке. Реалии тогдашнего времени складывались по-своему. В начале XV века Золотая Орда окончательно распалась (такова участь всех империй) на несколько отдельных владений, в том числе возникла Ногайская Орда. Она сформировалась из различных тюркских и тюркизированных монгольских племен, обитавших на обширных просторах Прииртышья, северо-западной Монголии, Зредней Азии, Северного Кавказа. И хотя точные границы расселения ногайцев определить трудно, считается, что основные кочевья их рассредоточивались по рекам Волге и яику.

Ногайская Орда, как самостоятельное государство, в середине XVI столетия в свою очередь раскололась на три отдельные части: одни улусы откочевали далеко на запад, другие - на восток. Улусы, оставшиеся в заволжских степях, стали называться Большими ногаями, с которыми в течение целых полутора веков жителям Южного Урала пришлось иметь дело.

Большая ногайская Орда в 1557 году приняла российское подданство. Однако во многом продолжала сохранять самостоятельность и вела себя довольно агрессивно. Кочевья ногаев в отдельные годы доходили до среднего течения яика и Самары. В Приуралье ногайские племена сталкивались с башкирами. Под натиском кочевников-ногайцев башкиры вынуждены были отойти за реку Белую. Столкновения ногайцев нередко происходили и с волжскими казаками, которые сдерживали грабительские набеги непрошеных гостей на русские земли.

В первой половине XVII века под давлением кочевников-калмыков, вторгшихся с востока, многие улусы Больших ногаев покинули заволжские степи, откочевав к Приазовью и Северному Кавказу - в места кочевий своих соплеменников. Набеги со стороны ногаев прекратились.

После присоединения в 1783 году Крыма к Российской империи царское правительство, чтобы оградить ногайцев от влияния Турции, решило перевести их в уральские степи. Последние были разорены и малолюдны после крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева. Однако из этого ничего не вышло. Ногайцы массами уходили в Турцию и в Закубанье, зависимое тогда от турок.

Ногайцы оставили глубокий след в истории Башкирии. Некоторые ученые, в частности П. И. Рычков, считали даже, что башкиры произошли от ногайцев, что весьма сомнительно. Несомненно одно: ногайцы наложили заметный отпечаток на историю башкирского народа.

Этнографам удалось восстановить родоплеменной состав башкир в ХVII-ХIХ вв. Они выделили самые древние башкирские этнические образования, состоявшие из ряда самостоятельных племенных групп - это бурзяне, усергане, тангауры, тамьяне и др. Все они были носителями башкирского этноса, но имели собственные названия, которые обладали большими территориями распространения у тюркских народов.

Раньше башкиры обитали в степях и вели кочевой образ жизни. Впоследствии, теснимые с юга другими кочевниками, прежде всего киргизами, они оставили степи и переселились в горные и лесистые местности Южного Урала. В конце XIX века башкиры проживали, помимо Башкирии, на значительной территории Челябинского, Троицкого, Верхнеуральского, Орского и Оренбургского уездов. Они перешли к полукочевому образу жизни - зимой находились в деревнях, а весной выезжали с семейством и домашним скотом в горы и пребывали там вплоть до зимы, когда вновь возвращались в деревню.

Постепенно кочевники осваивали оседлость, отказываясь от ежегодных изнурительных переходов от пастбища к пастбищу. Но, перейдя к оседлости, они оставались верными своему главному занятию в жизни - скотоводству, благо земли для разведения скота хватало на всех.

Численность башкир на Южном Урале неуклонно росла. В 1897 году на территории Оренбургской губернии проживало свыше 254 тысяч лиц башкирской национальности, что значительно больше, чем столетие назад.

За многие столетия фиксированной истории башкирский народ создал уникальную, неповторимую и богатую культуру, включающую в себя все виды человеческого творчества: изобразительное искусство, зодчество, язык, музыку, танец, фольклор, украшения, самобытную одежду и т. д. Знание основ и этапов развития различных сфер культуры помогает изучению истории народа, лучшему пониманию специфики и путей дальнейшего развития национальной культуры башкирского народа.

0


Вы здесь » Уральские корни » Заселившиеся на Урал » Башкиры