Борисова С. Башкиры Южного Урала // Тропинка. - 1998. - №4. - С.33-40
"...история каждого народа уходит своими корнями в глубокую древность..
Происхождение башкир
По последней переписи населения в нашей стране в 1979 году башкир насчитывалось около полутора миллионов. Большинство их живет в Башкортостане (Башкирии). А почти десятая часть - 145 тысяч человек - в Челябинской области (до четырех процентов всего ее населения). Живут они в основном в Нязепетровском, Уфалейском, Кунашакском, Аргаяшском и других районах лесной и горно-лесной зоны и составляют группу зауральских башкир (вместе с 50 тысячами, проживающими в Курганской области).
- А почему они не все живут в Башкирии? А как они здесь оказались? И кто они - башкиры?
- Стоп, стоп, не все сразу! Попробуем разобраться по порядку. А для этого давайте-ка придумаем "вертолет времени" и "слетаем" на нем на три тысячи лет назад, покружим над Южным Уралом.
В далеком прошлом
Сначала "полетим" с востока на запад, примерно на широте нынешнего Челябинска.
...Под нами - леса, лесочки, поляны, реки и речки, озера и озерца, горы и взгорки. Кое-где проторены тропы и дороги. Видим и поселение: на излучине речки, как на полуострове. Да еще укрепленное - окружено валом, огорожено частоколом. Дома длинные, низкие, деревянные.
Люди все заняты делом. Вот в ворота въезжают, судя по колчанам и стрелам, охотники, везут на телеге добычу - большую, с рогами... Недалеко в речной заводи подростки ловят бреднем рыбу. Из лесу выходит старик с большим туесом, за ним - рой явно недовольных пчел. В лесу под деревьями женщины собирают в берестяные кузовки красную ягоду. Иногда останавливаются и что-то выкапывают... Выходит, жители поселения - собиратели, охотники, рыболовы? Наверное. Но, видимо, не только. Вон человек в реденьком лесочке пасет нескольких овец и мохнатых коровок с телятами. Что, эти люди еще и скотоводством занимаются? Да. Так называемым придомным.
- Посмотрите, что-то странное женщины на берегу речки делают - серые полосы по траве расстилают?
- Ничего странного - это они холсты белят. Значит, люди в поселении - еще и земледельцы, лен сеют, холсты ткут. А там мальчишки пасут на лугу серых гусей. И что такое они тайком с соседнего огородика притащили и с аппетитом уплетают?.. Да это же репка! Старая знакомая... Среди леса небольшое поле, уже убранное, стоят копешки. А на опушке у болотца стожки сена... Все как будто в наше время в глухой таежной деревеньке, какие иногда в кино показывают... Только столбов телеграфных не хватает...
Летим дальше. Около низкого строения кучи камня, угля. Печь - как большой камин - прямо на улице. Бородатые мужчины бросают в нее уголь и камни. Отблески огня на лицах. Поднимается дым с таким особым запахом металла, как в кузнице. Но это не кузница, а плавильня - мастерская для выплавки металла. Какого? Ну, поскольку это происходит три тысячи лет назад, то уже могло быть железо. Но может, все еще бронза. А в строении - кузница. Выплавят из руды - того самого камня в кучах - металл и тут же из него что надо сделают. Урал ведь! Руда сама на поверхность выходит...
А что это на лесной дороге между деревьями мелькает? Навьюченные кони? Торговый караван? Эх, вот сейчас на него нападут, будет битва, шум, звон мечей, крики... Но нет, все спокойно. Сейчас въедет караван в селение и начнется обмен. "Нашему" селению есть что менять - железные или бронзовые наконечники стрел, копий, да и сами деревянные древки, серпы, холст, может, даже и зерно - на войлок, шерсть, кожи, украшения, да мало ли что на что!..
Интересно - жизнь такая тихая, мирная, от кого же поселение-городище приготовилось защищаться - место выбрало, чтобы с трех сторон вода была, вал насыпало, частоколом огородилось?..
За ответом "полетим" на юг. Внизу появились степные пространства, лесов стало мало. Вон в степи табун лошадей промчался, стадо комолых коров хвостами от насекомых отмахивается. У озерца люди копошатся - целый кибиточный городок на колесах. Все понятно - кочевники.
Неспокойный сосед! Удалой, лихой, воинственный. Ведь для многих кочевников грабительские набеги - это такой же образ жизни, как пастьба собственных овец и коров...
...Теперь оставим "вертолет времени" и засядем за современную литературу, послушаем ученых, специалистов-археологов, историков, постараемся узнать и понять, что же это за людей мы видели и какое отношение они имеют к нашим вопросам и башкирам.
Так кто же они, эти люди?
...И узнаем, что в земледельческих и горно-металлургических поселениях-городищах жили тогда финно-угорские племена, предки многих нынешних поволжских и северных народов. Они заселили Южный Урал 30-35 тысяч лет назад. Финны занимали в основном его западную сторону - Предуралье: А угры осваивали восточную - Зауралье и южные лесостепи - Приуралье вплоть до примыкающего к Аральскому морю Приаралья. Были эти племена оседлыми, полуоседлыми, а часть угров - кочевыми. В те очень далекие времена леса на Южном Урале росли гораздо южнее, чем теперь, доходили, вперемежку со степью, почти до Каспийского моря и покрывали весь нынешний Северный Казахстан.
Около четырех тысяч лет назад в лесостепное Приуралье, перебравшись через Кавказ, примчались на своих колесницах индоиранцы (их называют еще североиранцами), пригнали стада комолых коров. Пришли они со своей родины - Северного Евфрата. Там и теперь живут их потомки курды. Североиранцам наши места понравились. Они сделали их центром своей военно-скотоводческой державы и кочевали по всей лесостепи от Тобола до Дона. А также проникали на север Южного Урала, даже много севернее тех мест, где мы с вами сейчас живем. Об этом говорят некоторые географические названия - смотрите в "Тропинках" №7 за 1997 год, №3 за 1998 год.
Называли себя индоиранцы ариями, говорили на североиранских языках и были предками скифов, савроматов, саков, сарматов, аланов и многих других племен и народов.
Более чем два тысячелетия индоиранцы и их соседи финно-угорские племена жили, конечно, чаще в мире и дружбе, чем воевали. Они оживленно торговали друг с другом, учились друг у друга (индоиранцы, например, привезли на Урал более высокую технологию металлургии и обработки металлов). И, конечно, смешивались друг с другом.
У индоиранцев были узкие длинные лица, светлая или смуглая кожа, глаза и волосы могли быть и светлыми, и темными, но волосы мягкие, иногда волнистые, нос высокий, густые бороды и т. п. - люди с такими внешними признаками относятся, как вы, наверное, уже знаете, к "европеоидной" расе. А угро-финны происходили из Сибири, где когда-то их европейские предки, пришедшие при древнем расселении народов из Европы, смешались с "монголоидной" расой востока. И поэтому у них могли быть некоторые монголоидные признаки - широкие скулы и круглые лица, кожа смуглая и желтоватая, черные жесткие гладкие волосы, черные глаза, не очень густая растительность на лице, широкие носы. При смешении индоиранцев с местными племенами потомкам передавались и те, и другие черты. Так возникла уральская контактная (или переходная) раса, к которой принадлежат и башкиры.
От хунну до башкир
А теперь возьмите физическую карту Азии. Найдите в ее центре южные отроги Саян, Алтай и Монгольский Алтай, "спуститесь" к восточным отрогам Тянь-Шаня, а потом на юг к могучей реке Хуанхэ и "пройдитесь" вдоль нее, оставив излучины справа. Вы очертили западные границы Великой степи (восточные нам для рассказа не нужны). Там написано: "Пустыня Гоби"? Верно, но в те времена пустыня Гоби занимала очень мало места, только в самом центре этого огромного региона. А все остальное вокруг и далеко на восток было степью. И эта зеленая многотравная степь, зимы в которой к тому же были мягкие и почти бесснежные, кормила многочисленные кочевые народы.
Но в первом веке нашей эры, то есть около двух тысяч лет назад, в Великой степи наступила жесточайшая засуха. Она длилась почти четыреста лет! Степь сохла, пустыня теснила ее к северу. Умирали, редели леса, высыхали реки и озера, почти пересох Балхаш, даже Аральское море превратилось в "Оксийское болото" - на дне его рос тростник. Засуха дошла и до наших мест. Лес отступил далеко на север, а Каспийское море - к югу. Образовался широкий степной коридор из Центральной Азии в Восточную Европу - Великий степной пояс Евразии. Народы всколыхнулись, великая засуха дала толчок Великому переселению народов, в том числе и азиатских.
В окрестностях Северного Китая на юге Великой степи и в Срединной - Центральной Азии шла отчаянная борьба за жизнь, власть и дань. В первом и начале второго века нашей эры здесь союзом нескольких государств и племен был разгромлен и раздроблен народ с почти тысячелетней историей - хунну. (Они сложились когда-то в Центральной Азии из пришельцев из Европы динлинов и местных монгольских племен). Часть разбитых войск - северные хунну - "неукротимые", примерно 20 тысяч воинов, преследуемые врагами, в постоянных боях, бросив обозы, прорвались через горные ущелья Тарбагатая*, через Джунгарские ворота*, прошли (по прямой это около 2600 километров) по всему нынешнему Северному Казахстану, вышли и остановились, оторвавшись от врагов, в Приуралье. Семьи их остались далеко за Тарбагатаем. В Приуралье семейный вопрос они решили просто - похитили или захватили в грабительских набегах местных женщин и женились на них.
Сложился новый народ, в жилах которого текла кровь самых стойких и воинственных... И не только хунну, но еще сарматов и угров, которые тоже кротким нравом не отличались. Возникло новое государство - грозная Гунния. Гунны были только воинами, жили за счет грабительских набегов и дани и наводили ужас на соседей. В фольклоре многих народов Средней Азии и Приуралья есть отголоски этого ужаса. Забегая вперед, скажем, что в башкирском героическом эпосе "Урал-батыр" современные ученые страшного, жестокого и беспощадного хана Катилу отождествляют с одним из самых "известных" именно такими качествами гуннским вождем Атиллой. В третьем-четвертом веках на волнах Великого переселения народов гунны двинулись на запад. Что сделали они в Европе - не наш вопрос. Нас же они интересуют потому, что побывали по крайней мере в двух "наших" местах - в районе Миасса и Чебаркуля, а также на реке Ай (здесь как будто стоял гуннский хан Баламир). Так что частичку своей "крови" они оставили и на Южном Урале.
Археологические раскопки показывают, что в основном гунны имели европеоидный облик.
Но потом они "прокатились" обратно далеко на Восток - к Алтаю. И в это время на Алтае возникает новый могучий народ древности - тюрки.
Вы наверное уже не раз слышали: тюркские народы, тюркский язык... Так кто же такие тюрки? Что, они - родоначальники многих народов? И какое отношение имеют к башкирам?
Любопытно само внезапное появление тюрок. В середине пятого века в Центральной Азии небольшая группа разнородных остатков от нескольких монгольских племен ("пятьсот семейств", как говорят летописи) бежала, спасаясь от своих врагов жужаней, на Алтай.
Там эти люди смешались то ли с гуннами, пришедшими с запада, то ли с местными хунну, возглавили их, и через сто лет на сцену истории вышел новый воинственный народ. Китайцы называли его "тукю", жужани - "тюркюты". Слово "турк" обозначает "крепкий, сильный". Крепкие и сильные тюркюты окончательно разбили своих врагов жужаней, очень быстро забрали власть в Великой степи в свои руки и создали в середине шестого века Великий тюркский каганат.
Покорив Центральную Азию, они за полтора года завоевали всю Среднюю Азию - Семиречье, Хорезм, земли нынешнего Северного Казахстана вплоть до Арала. А здесь споткнулись... Целых четыре года пришлось им преодолевать упорное сопротивление сарматских и угорских племен, чтобы выйти (в 558 году) к Волге. До первого упоминания башкир в арабских исторических источниках остается еще почти три века.
Тюрки прошли на запад, до границ Византии. Великий тюркский каганат достиг немыслимых размеров - от Черного моря на западе и до Желтого на востоке. Но через полсотни лет он раскололся на Западный - среднеазиатский, то есть "наш", и Восточный - центрально-азиатский. А еще через полтораста лет они оба и совсем рассыпались под ударами уйгур, образовавших на их месте свой Великий каганат. Тюрки были разбиты, уничтожены, да так, что если малая толика их и осталась в живых, она полностью растворилась в тех центральноазиатских народах, которые их приютили. Тюрки, прогремев два века, ушли, не оставив народа-потомка. Но зато они оставили в наследство свое... имя.
Как это получилось?
Во-первых, у тюркютов-тюрок были родственные племена, так сказать, по хуннской и по монгольской линиям. А сами тюрки были могучим и великим народом. И когда впоследствии эти родственные (а может, и вообще не родственные...) племена стали ошибочно считать потомками тюрок и даже называть тюрками, они не возражали. А во-вторых, тюрки дали имя языку. Когда "пятьсот семейств" пришли на Алтай, их языком был старомонгольский. Они быстро его забыли и стали говорить на языке местных жителей - хунну. Но у хунну не было письменности, никто на их языке ничего не записал. А тюрки вновь освоенный язык не только "разнесли по миру", но и оставили на нем "орхоно-енисейские надписи" о своей истории, причем на очень прочном материале - камне. Поэтому и стал язык называться тюркским. Немного позднее мы поговорим о нем подробнее. Сейчас же нас интересует, какие события происходили в Приуральско-Приаральской лесостепи во время правления Великих тюркского и уйгурского каганатов, потому что именно в это время здесь складывался башкирский народ.