VIII-XI века для Уральских степей явились весьма интересным временем. Распад тюркских каганатов привел к тому, что в степях возникло множество кочевых объединений, названиями которых пестрели арабские, персидские, китайские и европейские письменные источники. Наиболее интересными и загадочными для уральской истории являются племена мадьярской племенной конфедерации, которые формировались на основе угорского населения уральских и западно-сибирских лесостепей. Ученые сегодня не пришли к единой точке зрения, где именно располагался первоначальный очаг формирования мадьяр.

Очертить границы расселения угорско-мадьярского населения по письменным данным довольно сложно. Подавляющая часть источников упоминает о венграх, покинувших Magna Hungaria и пребывающих в южно-уральских степях. Многолетний научный поиск древней прародины венгров породил несколько гипотез. Доминирующими сегодня являются две: Приуральско-Поволжская, основывающаяся большей частью на археологических материалах погребальных комплексов 1Х-Х веков, и Зауральско-Западносибирская, в пользу которой указывают этно-лингвистические данные и материалы по археологии эпохи раннего железа.

Не пытаясь отстаивать ту или иную точку зрения, напомним лишь сведения, которые сообщает арабский путешественник середины IX века Селям Тарджеман о стране яджуджей и Маджуджей. Несмотря на общую отрывочность и полуфантастичность его сообщения Селям довольно точно локализует эту страну: она располагалась в целом севернее, чем кочевья теркешей (тюрге-шей), занимавших район от страны гузов до Семиречья, Западного Алтая. Таким образом, яджуджи и Маджуджи расселялись к северу от степей между Уралом и Алтаем. Здесь же, к северо-западу от кимаков, другой арабоязычньш автор Ал Идриси локализует легендарную страну Гога-магога. Безусловно, эти данные сомнительны, но обращает на себя внимание явная схожесть корневой основы самоназваний: яджудж, Маджудж-мадьяр, маджурдж; башкир, бутджурт, баджирт. Одна из раннекыпчакских групп, кочевавшая между Уралом и Ишимом, носила также название Йаджурд.

Восточная граница расселения мадьяр в 1Х-Х веках не могла проходить значительно западнее ёжного Урала. Определенный намек на это содержится в другом письменном источнике, где упоминается о безымянных горах на востоке. В начале миграции мадьяры, вероятно, не сразу оторвались от родовых территорий. Фантастическая цифра, определяющая протяженность страны мадьяр, - 150 х 100 фарсангов (фарсанг - 6 км) - вероятно, охватывает обширную территорию с учетом западных районов прародины венгров.

Скорее всего, к концу IX века значительная часть угорско-мадьярских племен расселилась по обеим сторонам Уральских гор. Большинство исследователей соотносят культуру мадьяр с памятниками так называемых кушнаренковской и караякуповской культур. Курганы этих культур представляют собой грунтовые насыпи, под которыми на небольшой глубине совершены семейные захоронения (от 2-3 до 50 человек). Характерной чертой их является положение на краю ямы черепа и костей конечностей лошади, а также сооружение деревянных или берестяных помостков вблизи ям. яркий элемент сопровождающего материала - поясной набор. В это время поясная гарнитура достигла своего наивысшего расцвета. Накладки мадьяр были богато украшены растительными (трилистник, изображение плодов и цветов) и зооморфными (изображение собак и волков, фантастических животных - сенмуров) орнаментами. Также частыми среди сопровождающих вещей являются предметы конской упряжи (удила, стремена, пряжки) и украшения (перстни, височные подвески, серьги, накосницы и другие).

В конце IX века мадьяры покидают свою прародину и уходят на запад сначала в страну Леведию затем в Ателькузу и уж затем в Подунавье.

Каковы же были причины исхода мадьяр со своей уральской прародины. Вероятнее всего, они возникли из внешнеполитических условий. Дело в том, что в IX веке происходит активное усиление восточного соседа мадьяр - кимакского каганата. Кимако-кыпчакские племена тюркоязычных кочевников начинают свои беспрестанные рейды на запад в степь и лесостепь.

Проникновение их на Урал и уход мадьяр, скорее всего, звенья единого этно-политического процесса, хотя в письменных источниках не указаны границы между кыпчаками и мадьярами, и отсутствуют сведения об их контактах в Урало-Поволжье. В хронике короля Белы (XII век) указывается лишь, что земля первоначального расселения венгров была "очень переполнена" и с "общего согласия семи вождей мадьяры покинули ее, переправившись через реку Ётил (Волгу) в 884 году. Несколько позже, очерчивая западные и юго-западные границы расселения кьшчаков, также сообщается о войне между племенами гузов, кыпчаков и карлуков, с одной стороны, и печенегов, башкир, буджан и "нукерде", с другой, в которой первые одержали победу. Арабский путешественник Ибн Фадлан упоминает о встрече с башкирами в северо-западном Приаралье. В дальнейшем этнонимы "баскарт и мадьяр" в арабской литературе звучат как синонимичные, что вносит определенные сложности в их идентификацию, однако указывает и на явную родственность. Так, говоря о племенах, живущих у Черного моря в 926 году, говорится о башкирах, печенегах, булгарах, руссах и мадьярах, хотя, по всей видимости, речь уже идет о части башкирских племен, откочевавших вместе с печенегами из Урало-Аралья.