Галигузов И.Ф. Татары и Тептяри//Галигузов И.Ф. Народы Южного Урала: история и современность. -Магнитогорск, 2000. -Гл.2- с.74-82

Этнически близкими к башкирам стоят татары, а их длительная жизнь по соседству привела к существенному стиранию многих национальных различий. Интересно отметить, что значительная часть башкирского населения Урала говорит по-татарски и считает татарский язык своим родным языком. В большинстве районов современного Южного Урала вперемежку живут русские, татары, башкиры, другие народы. Они вместе трудятся на предприятиях, в организациях и учреждениях края, живут в мире и согласии.

Несмотря на то, что о происхождении, жизни и культуре татарского народа написано немало трудов, некоторые вопросы, в частности о появлении татар, были и сегодня остаются дискуссионными. Возьмем универсальный "Энциклопедический словарь", выпущенный акционерным издательским обществом Ф. А. Брокгауз - И. А. Эфрон, где в 32-м томе читаем: "Татар как отдельного народа не существует; слово "татары" является собирательным именем для целого рода народов монгольского, и главным образом, тюркского происхождения, говорящих на тюркском языке и исповедующих Коран. В V веке под именем Тата или Татан (откуда, по всей видимости, и происходит слово "татары") разумелось монгольское племя".

Откуда все же взялось это название? Отдельные авторы считают, что слово "татарин" - вовсе не обозначает "имя" какой-то национальности, а скорее это прозвище, все равно, что слово "немец", то есть немой, не умеющий говорить по-нашему. Далеко не все этнонимы народов являются их истинными названиями. В исторической литературе часто встречаются термины "татары", "татары-завоеватели", "татарские полчища", "татарское иго" и т.д. Неискушенный читатель отождествляет эти термины с казанскими татарами, хотя речь идет о монголо-татарских завоевателях Чингисхана.

Установление этнонима - истинного названия народа имеет актуальное значение. На этот счет существуют три взаимоисключающие друг друга точки зрения. Одни историки отождествляют татар с теми монголо-татарами, которые в XIII веке покорили Русь и другие страны Восточной Европы. Другие утверждают, что нынешние татары - это конгломерат тюркско-финских племен Среднего Поволжья и завоевателей-монголов. И, наконец, третья точка зрения, согласно которой казанские татары являются прямыми потомками камских булгар, получившими от монголов лишь их название - "татары".

В силу неоднозначности дискуссии о происхождении татар этот вопрос будет специально рассмотрен в следующей главе. Здесь же разговор пойдет о том, что до начала XVIII века территория Южного Урала практически оставалась еще не заселенной. По преданиям, на землях нынешней Оренбургской области существовало лишь одно поселение - Сакмарский татарский городок Аулчон, что в устье реки Бузулук. Жители городка относились к яицкому казачьему войску. Изредка по побережью реки яик и в других местах появлялись башкирские кочевники, а также казахи.

Татары стали появляться в крае с основанием в 1743 году города Оренбурга и строительства укрепленных поселений по рекам яику, Самаре и Сакмаре. Это открыло широкие перспективы для энергичного заселения и освоения малолюдных и необжитых земель. Основная масса людей прибывала сюда из Среднего Поволжья. Переселенцы отличались сложным этническим составом населения, значительная доля которых приходилась на татар - выходцев преимущественно из Казанского ханства.

Данные проведенных в XVIII веке ревизий (переписей населения), обнародованные исследователями Казани и Оренбурга Д. М. Исхаковым, В. М. Кабузаном, Ю. С. Зобовым и другими учеными, помогают проследить ход заселения Оренбуржья татарами, выявить места их первых поселений, количественный состав, род занятий. Из этих данных следует, что в 1719 году в Оренбургском уезде татар и близких к ним мишарей не числилось. В 1747 году их насчитывалось 9,2 тысячи, в 1762 году - 12,5 тысячи. Численный рост татар и мишарей в уезде продолжался и в последующие десятилетия. По переписи 1795 года их стало уже 14,6 тысячи, в 1834 - 25,7, а по Первой всероссийской переписи 1897 года - 71,1 тысячи человек. Наблюдалось заселение татарами и других мест ёжного Урала. В 1745 году в Исетской провинции, которую ликвидировали в 1781 году и Челябинск стал уездным городом, их проживало 3,2 тысячи человек.

Основными причинами, побудившими татар, как и крестьянские массы других народов, к переселению на новые места жительства, являлись малоземелье, крайняя нужда, естественное желание людей улучшить материальное благополучие путем получения земли на Южном Урале, где ее легко можно было приобрести.

Для мусульманского мира переход с прежнего местопребывания на другое, более отдаленное связывался и с боязнью быть обращенными в иную веру. Это являлось своего рода протестом против политики царских властей по насильственному навязыванию инаковерцам христианства. В свою очередь царизм, заинтересованный в освоении свободных земель, не только не запрещал, но и способствовал переселению населения на Южный Урал. Это давало возможность вовлечь в хозяйственный оборот новые земледельческие районы. И, наконец, власти стремились привлечь лиц татарской национальности к налаживанию торговых отношений с мусульманскими народами Казахстана, Средней Азии и даже далекой Индии. Ведь татары считались неплохими торговцами.

Прибывая из разных уездов Среднего Поволжья на земли Южного Урала, татары селились возле ямщицких станций. Они устраивались на самую разную работу: занимались продажей лошадей, верблюдов, овец, становились ямщиками, ремесленниками, шорниками, сапожниками, кожевниками, гуртовщиками, пастухами, скупщиками.

Одним из первых татарских селений, возникшим в 1744 году под Оренбургом, была Сеитова (позднее Каргалинская) слобода - село с некрепостным населением. Уже через три года, по данным Ю. С. Зобова, здесь имелось 173 двора с населением около тысячи душ мужского пола. Жители слободы были зачислены в купечество, хотя на самом деле лишь немногие "торговые татары" имели необходимый капитал, могли совершать торговые операции и преуспеть в этом деле. Большинство же сеитовцев занималось хлебопашеством на пожалованных казной в их собственность землях, расположенных вблизи рек.

За счет естественного прироста и появления новых переселенцев число жителей Сеитовой слободы быстро росло и к концу XVIII века достигло свыше трех тысяч душ мужского пола. В XIX столетии часть населения переселилась в другие населенные пункты. Слобода стала называться посадом.

Начавшийся в 40-х годах XVIII века процесс формирования татарского населения в Оренбуржье продолжался в течение второй половины столетия и всего XIX века. Но если поначалу решающим источником пополнения татарского населения являлись переселенцы, то впоследствии им стал естественный прирост. После падения в XVI веке Казанского ханства значительная часть татарского населения вначале осваивалась в Южном Приуралье, на территории современного Башкортостана, а затем они расселились по всему Уралу. Большое количество татар осело в Оренбургском крае. В конце XVIII века татарское население здесь составляло 24% от общего числа жителей. Много татар поселилось на территории Верхнеуральского уезда - самого крупного в Оренбургской губернии. К концу XIX века татары жили повсеместно - в городах и селах. В городах они занимались преимущественно мелочной торговлей, а в селах - земледелием и скотоводством. Татары, как свидетельствует И. С. Хохлов, - народ трезвый, трудолюбивый, способный на тяжелые работы. Они занимались земледелием, извозом, скотоводством, но любимым их ремеслом являлась все-таки торговля.

Наряду с татарами на Южный Урал в XVI веке переселились и тептяри. Некоторые исследователи вплоть до конца XIX века принимали тептярей за отдельную народность, самостоятельную группу населения. Однако большинство из них пришло к выводу, что считать их таковыми нет оснований. Скорее тептяри - сословие. Оно образовалось из смешения разных инородческих племен - черемисов (с 1918 года марийцы), чувашей, вотяков (удмуртов), татар, бежавших на Урал после покорения Казани. Впоследствии тептяри перемешались также и с башкирами, переняли их нравы и обычаи, что их стало даже трудно отличить друг от друга.

Одновременно на Южном Урале появились мещеряки, жившие до того в Рязанской губернии. Они селились по соседству с башкирами. По внешности мещеряки походили на татар, а по вере, образу жизни и обычаям - на своих соседей башкир. Мещеряки - искони оседлый земледельческий народ. Будучи трудолюбивыми и рачительными хозяевами, они занимались хлебопашеством и, по свидетельству современников, жили несравненно опрятнее и зажиточнее башкир - прирожденных кочевников. В самом конце XVIII века правительство перевело башкир, мещеряков и черемисов, как людей воинственных, в разряд военного сословия. При образовании Оренбургского казачьего войска с них сняли ясак. Вместо него они обязывались по первому требованию являться на военную службу.

Из всей этой разноликой людской массы особо следует выделить тептярей. Большинство из них говорило на среднем диалекте татарского языка. Отдельные группы тептярей, жившие в плотном окружении башкир, подверглись сильному влиянию башкирского языка. Так появился златоустовский говор. Полностью перешли на башкирский разговорный язык учалинские тептяри. По вероисповеданию они делились на отдельные группы. Одни их них были суннитами-мусульманами, другие - язычниками (из финно-угорских народов), третьи - христианами.

Тептяри, как сословная группа, стали формироваться из переселенцев Среднего Поволжья преимущественно на северо-западе Приуралья со второй половины XVI века. Они расселялись в Оренбургской, Уфимской, Вятской и Пермской губерниях. Тептяри оседали на землях местных вотчинников (татар, башкир, ногайцев) в качестве припущенников и выплачивали им оброк за пользование угодьями. Среди припущенников был беглый из разных уездов люд - татары, черемисы, вотяки, мордва, чуваши. Первоначально все эти этнические группы рассматривались русской администрацией как одно сословное образование - тептяри. Иногда применялся и парный термин - "тептяри и бобыли".

Руководитель Оренбургской экспедиции И. К. Кириллов следующим образом характеризовал сложившееся тогда положение: башкиры отдавали тептярям и бобылям внаймы свои земли и владели последними как крестьянами.

После первой ревизии (1719г.) тептяри были еще обложены ясаком в пользу государства. В 1736 году их освободили от оброка в пользу башкир, а в 1747 году ясак заменили подушным окладом. Этим завершилось оформление тептярей в особую, промежуточную между государственными крестьянами и башкирами сословно-административную единицу, просуществовавшую до 1855 года, когда их причислили к "башкирскому войску". Тогда же появилось и второе название тептярей - "новые башкиры", хотя прежнее наименование вытеснить до конца не удалось. Тептяри относились к служилому сословию и выполняли военные обязанности. Они имели определенную военную организацию, близкую к казачьей. Тептярские полки принимали непосредственное участие в различных российских войнах. Особую активность тептяри проявили в Крестьянской войне 1773-1775 годов, где они держали сторону Е. И. Пугачева. В то же время тептяри образовали особую общность этнического характера со своим этнонимом и этническим самосознанием.

При административно-сословном учете припущенииков, как особого разряда крестьян, в их состав включалась и финноязычная часть крестьян из числа марийцев, вотяков, мордвы. Обособление же тюркоязычных тептярей в самостоятельную общность этносословного типа стало проявляться лишь к середине XVIII века в связи с этническими процессами, проходившими в то время.

Тептяри были расселены по всем уездам Южного Урала, кроме Челябинского. Наиболее компактно они проживали в Тептяро-Учалинской волости Верхнеуральского уезда. По данным сельскохозяйственной и поземельной переписи, проведенной в 1917 году в Оренбургской губернии, в 16 населенных пунктах волости проживало 24214 душ обоего пола. Примечательно, что в 10 деревнях с населением в 15917 человек тептяри составляли подавляющее большинство. Однако преобладание среди населения тептярей вовсе не значит, как ошибочно полагают отдельные авторы, что эти поселения были "чисто тептярскими".

В одном населенном пункте волости (Ахуново) было сосредоточено большое поселение, состоявшее преимущественно из мещеряков - 4087 душ обоего пола. В трех деревнях (Ильтебаново, Кунакбаево и Мулдашево) проживали главным образом башкиры -3940 человек. И только в двух населенных пунктах (на приисках, в том числе в Учалах) жили великороссы - 270 душ обоего пола.

О расселении, жизни, быте, занятиях тептярей, мещеряков, башкир с большой любовью рассказывают экспонаты прекрасно оснащенного краеведческого музея-сказки в Учалах.

После 1917 года тептяри вновь стали вливаться в состав татар, увлекая за собой и тесно связанных с ними башкир. При этом происходила потеря сословного самосознания, а с ним и этнонима. Этот процесс в основном завершился к середине 20-х годов XX века, когда было зафиксировано минимальное количество населения, принадлежавшего к группе тептярей.

Основу этносословной группы тептярей составляли татары, а те в свою очередь через брачные союзы смешались с башкирами. В результате многочисленных смешанных браков исчезли языковые различия тептярей. Сохранившиеся ко времени переписи населения 1926 года тептяри вошли в состав татар и башкир и стали считаться татарами. Культура тептярей, хотя и имела свои особенности, во многом схожа с культурой татар.

Что касается числа тептярей сегодня, то точных сведений об этом нет, и добыть их очень трудно. Это объясняется тем, что сами тептяри называли себя или новыми башкирами, или татарами.

Из сказанного можно резюмировать. Достаточно было бросить беглый взгляд в прошлое, на племенную карту Южного Урала, чтобы воочию убедиться, насколько пестро население края, являющегося своего рода мостом для людских потоков, переливающихся из Европы в Азию и обратно.