Заселение  Осинского уезда

источник: Новиков В.Н. География,  история , экономика  Ординского района

Татары или остяки

Русские исторические источники впервые упоминают население   края в 1581 году.
«Пермская старина» в числе событий этого года назвала сл
едующее: «Пелымский  князь Ки-хек с мурзами Сибирской земли с 700 воинами и с шайками сылвенских, иренских, иньвен-ских, обвинских татар, остяков, вогулич, вотяков и башкирцев...» Так кто же были иренские жители: татары, остяки или башкиры? Последующие документы внятного ответа на это не
дают.

1605 год –сылвенские и иренские татары послали челобитную царю Лжедмитрию I.
1606 год –своим приказом казанский воевода разрешает сылвенским и иренским остякам торговать с пермичами (русскими жителями Прикамья) в Верхотурье.
1608 год–челобитная Василию Шуйскому от сылвенских и иренских татар.
1609 год–по указу Василия Шуйского в Прикамье была набрана воинская команда из
«пермичей», вишерских, лозьвенских, сылвенских и иренских вогуличей и остяков. Дошла
она, кстати, только до Вятки, где отряд отказался идти против Болотникова и разбежался.
1612-1617 год–судебная тяжба о вотчинной земле между иренскими татарами Буюргана-ми Хозяшевами и Акильдееем Андреевым. Отец Буюргана Хозяш получил в подарок от дяди
Акильдея –Розбахты вотчину по речкам Большая и Малая Суда. Хозяш в этой вотчине сде-
лал 120 бортей и подарил их Розбахте.

1619 год–татарин Енбай Карьев с братьями направил челобитную о закреплении за ним
вотчины умершего татарина Розкильдея. Тот завещал ее отцу Енбая –Карье Момзякову за то,
что тот возьмет на себя его долг –50 рублей. После его смерти сылвенские и иренские татары
пытались вернуть земли себе. Суд решил дело в пользу Енбая. От иренских татар на суде были Чуяк Генгитов и Саломбердей Мусин.

1614 год –«... били челом государю сылвенские и иренские татарове и остяки, сотник
Байся Акбашев да Секизяк Колызбаев и во всех сылвенских и иренских остяков место...»

1622 год –жалоба целовальника: сылвенские и иренские татары не хотят платить дань, «а
с чувашою торгуют беспрестанни, а чуваша к ним приезжают и с Казани».
1624 год –царь Михаил Федорович отвечает на челобитную сылвенских и иренских ясачных татар сотника Якшовитка Кулышова, Акилдейка Ондреева «со товарищи».
1623-1624 годы–перепись Михаила Кайсарова. В Кунгурской писцовой книге он записал:
«На Ирени юрты: Байсы Албашева и Урмамета Тайсина. Вотчина этих остяков: с устья Ирени вверх до Батеряковы межи –по обе стороны Ирени, бортные их ухожеи, звериные, рыбные и бобровые гоны, на 12 верст, а вверх по Ирени юрты Кутлука да Сеплюка Олепаевых,
Беляка Ушева, Бирея Казимова и Тогызбая Коробаева.»

В Карьеве улусе были записаны 11 юртов. «Юрт Тайгулды Терегулова, ясаку 6 куниц, пашни паханые 3 осьмины. Юрт Тоголчи Терегулова, ясаку 6 куниц, да с ним же в юрте Черемисин Акбастал Бехтемеров, ясаку с них 3 куницы. Юрт Черемисина Бакшилда Бакшизова, ясаку с него 3 куницы. Юрт Бахтеряка Карьева, ясаку 6 куниц, да с ним же Черемисин Куданбахты, холост, ясаку 3 куницы, пашни 6 четей с осьминою. Юрт Ишдевлета Карьева, ясаку 6 куниц, да у него же казак Ялбокта, ясаку 3 куницы, пашни паханыя добрыя земли –четверть. Юрт Черемисина Якушка Нечина, ясаку 3 куницы. Юрт Елбая Карьева, да у него же Черемисин Алдругаш, ясаку с них 9 куниц, пашни 6 четей без полуосьмины.
Юрт Колкобая Елбаева, ясаку 6 куниц, пашни –четверть. Юрт Яхши-Девлета Карьева, ясаку 6 куниц, пашни –четверть с полуосьминою. Юрт Тойболды Терегулова, ясаку 6 куниц, пашня –
четверть. Юрт Тайботды Терегулова, ясаку –6 куниц».
Кстати, по рекам Сылва, Ирень и Шаква М. Кайсаров записал 67 юрт татар и остяков, 4
юрты черемис, 1 юрта мордвы.
1646 год –грамота царя Алексея Михайловича соликамскому воеводе, где сказано: «Степаново городище (ныне Ленское)... написано на сылвенских и иренских татар, карьевских остяков вот
чина их –речка Кунгур от вершины до реки до Ирени, по обе стороны...»
Из все го вышесказаного можно сделать следующее предположение. «Иренские татары» источников
XVI-XVIIвеков –это формирующаяся ветвь татарского народа –гайнские (пермские) татары, когда с
тюркским населением, жившим здесь издревле, смешались переселяющиеся сюда татары казанские, черемисы, сохранившееся немногочисленное финно-угорское население (остяки). Связи между ними настолько тесные, что одни и те же жители в одном документе –остяки, в другом –татары. Челобитные же татары и остяки пишут совместно –
так больше шансов добиться правды.