Среди украинцев в Башкирии преобладали переселенцы из Черниговской, Полтавской, Подольской и Киевской губерний, значительное число были выходцы из Харьковской, Екатеринославской, Таврической, а южных уездов Курской и Воронежской губерний. Украинские поселения, расположенные на территории Башкирии, находились в неодинаковых естественно-географических условиях и в различном этническом окружении, что обусловливало отличительные черты в их планировке и застройке. Не последнюю роль в этом играли также традиции, привезенные переселенцами со своей прежней родины.
Украинские поселения в Башкирии по характеру являлись деревнями, селами, реже поселками и хуторами. Их планировка чаще уличная или однорядовая, в отдельных случаях квартальная. Этническая традиция нашла свое отражение в размещении усадеб по отношению к улице и друг к другу. Фасад, длинная боковая – «подольна стiна», где прорубалась дверь, или узкая – «причилковая» стена, выходил на юг или к дороге, но иногда во двор. Ярма подобной ориентации преобладают в с.Константино-Александровка Стерлитамакского района. Вместе с забором глухая стена отгораживала усадьбу от соседей, окна не прорубали. Информаторы поясняют: «Что у соседей делается во дворе – никто не должен видеть». От улицы дом обычно отделяло и отделяет небольшое пространство, где разбивался палисадник, Это так называемое «курдонерное» расположение дома по отношению к улице. Размещение дома в глубине двора не обнаружено. Иногда дом фасадом непосредственно находит на улицу. Четкая ориентация дома по солнцу прослеживается в с.Антинган Хайбуллинского района, где некоторые дома по отношению к улице расположены по диагонали.
Почти все обследуемые нами постройки, возведенные до Великой Отечественной войны, а также в 1940-е гг., были до перестройки комплексами, объединявшими под одной крышей жилые и хозяйственные помещения. Известны случаи, когда в сарае или крытом дворе (лобазе, лапасе) устраивался колодец; по словам информаторов, этот тип был заимствован у немцев еще на Украине и сохранился в Башкирии [4]. Не исключено и местное влияние немецкого населения, значительное число которого проживает на юге Башкирии и в Оренбургской области. Вслед за Е.Э.Бломквист, которая дала обстоятельную характеристику типов двора у восточных славян [5],и Т.В.Косминой, давшей типологию застройки открытого двора на Украине [6], y украинцев Башкирии можно выделить три варианта застройки:
1. Однорядная застройка, при которой хозяйственные постройки выстраиваются в один ряд с домом и имеют общую крышу. Этот тип имеет повсеместное распространение.
2. Г-образная застройка («глаголем»). Этот вариант преобладает во всех украинских населенных пунктах Хайбуллинского района, в с.Константиноградовка Стерлитамакского района; имел распространение в Ермекеевском. Белебеевском, Альшеевском и других районах республики. Тип сформировался под влиянием недостатка земли, отведенной под усадьбу. Так в селе Антинган Хайбуллинского района под усадьбу отводилось от од до 20 саженей.
3. Свободная застройка, при которой дом и хозяйственные постройки не связаны общей крышей и располагаются без определенного порядка. Этот тип застройки получил наибольшее распространение в послевоенный период, особенно с 50-60 гг., повсюду, где жили украинцы.
Двурядная связь отмечена только один раз в с.Ново-Константиновка Альшеевского района.
Из сеней дома в первом и втором вариантах было два выхода, один на улицу, второй в сарай. В с.Антинган, д.Ново-Воздвиженка Хайбуллинского района встречается три выхода: в сарай, во двор и через парадное крыльцо на улицу.
Жилище украинского переселенца было двух- и трехкамерное помещения располагались по типу: хата + сени, хата + хата + сени, хата + сени + хата. Сейчас наблюдается тенденция к строительству многокомнатных домов.
Переселяясь на новые земли, украинцы попадали в тяжелые условия; деньги, вырученные за проданное имущество и землю, часто целиком расходовались при переезде и на покупку земли. На приобретение строительных материалов и найма плотников средств не оставалось. В этих трудных условиях им приходилось налаживать свое хозяйство и быт. Поэтому по прибытии на новое место переселенцы приступали к строительству временных жилищ с использованием подручных стройматериалов. Так, в лесостепных и в лесных районах в качестве временных жилищ большое распространение получили наземные каркасные постройки с плетневыми стенами или стенами из колотых пополам бревен: в степных районах – постройки земляночного типа. Возводя эти жилища как временные, бедняки их часто продолжали использовать как постоянные, а более зажиточные – в хозяйственных целях, В среднем в этих временных жилищах, по сведениям информаторов, жили 5 – 10 лет.
Временные жилищ с плетневыми стенами, обмазанными глиной, назывались «мазанка», «плетньова хата», из дерна – «дьорнушка»; со стенами, возведенными из глины, независимо от того, наземное это жилище или земляночного типа, – «землянками». Для постройки землянки копался котлован глубиной около 1 м. На краях ямы начинали бить стены, обычно для таких целей опалубку не возводили. Крыша строилась почти плоская, Посередине узких стен вкапывали столбы – «сохи», «слупи», на них укладывалось толстое бревно «сволок». На «сволок» и боковые стены, плотно подгоняя, друг к другу, настилали круглые деревянные палки. Затем потолок обмазывали глиной с соломой с обеих сторон. После того, как глина высыхала, сверху на крышу насыпали золу и слой земли. В Хайбуллинском районе сверху еще раз обмазывали глиной с соломой. Крыша одновременно служила и потолком. Подобные жилища широко еще бытуют в с.Новый Зирган, д.Ново-Воздвиженка Хайбуллинского района.
Традиционным жилищем украинца-переселенца являлся дом – «хата». Строительный материал, используемый при возведении жилища и хозяйственных построек в различных районах был разнообразным. Так, в лесных районах преобладало дерево, в лесостепных – дерево и глина, степных – глина и камень. В с.Антинган, д.Ново-Воздвиженка Хайбуллинского района сравнительно широко использовали лес, который привозили с Урала за 100 – 150 км. В этих населенных пунктах жили украинские переселенцы из Курской и Воронежской губерний и, в силу традиций, они строили дома из дерева. Сейчас повсеместно используется в качестве главного строительного материала дерево. С конца 1950 – середины 60-х гг. получает распространение кирпич. Природный камень используется для строительства хозяйственных построек и возведения домов в комбинации с саманом и деревом.
Различный материал, используемый в строительстве, требовал различной строительной техники. Срубные жилища возводились и возводятся из мягких пород деревьев: липы, осины, сосны, реже применялась береза. Нижние венцы до окон рубили из дуба. Дома строили наемные плотники, реже сами переселенцы. Применялись различные способы крепления углов: «в угол», «в ласточку», «в лапу», «в гнездо», «в замок». Стены сооружали из круглых бревен, в степных районах при недостатке леса, бревна кололись пополам, бытовала и столбовая техника возведения стен. Промежутки между столбами заполнялись бревнами, горбылями и т.д.
Для утепления бревна укладывали на мох (Иглинский, Уфимский районы), в степных и лесостепных районах на сено, солому, реже на глину, повсеместно широко использовали паклю.
Срубные жилища строили вначале без фундамента; нижний венец укладывали на дубовые стоянки. Для утепления под дом нагребалась земля. С 1920-1930 гг. стали подводить фундаменты из камня, с 1950-х гг. – бетонные. В Хайбуллинском районе украинские переселенцы из Воронежской губернии по традиции строили дома на высоком каменном фундаменте («низе») высотой до 1,5 – 1,8 м. Получался нижний этаж, где устраивали подсобные помещения: кухню, кладовую, зимой держали ягнят, телят.
Для сооружения стен из глины использовалась саманная вальковая (валерная) и литая техника. При возведении саманных стен устраивали фундамент, для чего рылась траншея, глубина которой зависела от почвы. На низ траншеи укладывался мелкий камень, который заливался раствором из глины и песка в соотношении 1:2 «заливкой», сверху укладывался крупный камень.
На выровненном фундаменте, высота наземной части которого равнялась 30 – 50 см., возводили саманные стены. Первый ряд самана укладывался поперек фундамента, второй – вдоль и т.д.; саман скреплялся раствором глины и песка, щели между кирпичом заливали раствором («заливкой»).
Вальковые стены лепили из «вальков» – сырых комьев глины с соломой весом 2 – 3 кг. «Вальки» укладывали рядами высотой и шириной до 50 см. Затем стенам давали высохнуть 5 – 10 дней, после чего проходили еще ряд и т.д. Постройка такого типа требовала определенного навыка и мастерства, поэтому для строительства нанимали специалистов.
Техника возведения литых стен значительно отличалась от вышеназванных. Для этой цели делали опалубку высотой 30 – 50 см., в которую закладывали длинную ржаную солому с «залавкой». После сушки стен опалубку поднимали выше, и строительство продолжалось. Характеризуя литой дом, информаторы говорили: «Сто лет простоит и огня не боится».
Стены обмазывались глиной с соломой изнутри и снаружи – «взакидку». Процесс первоначальной обмазки был трудоемким, поэтому обычно собирали «помощь». После того, как стены высохнут, их гладили («шпарували», «затирали») 2 – 3 раза глиной, смешанной с конским навозом, и белили белой глиной, мелом, известью, внутри – с добавлением синей или зеленой краски. Понизу стены с улицы делали «пiдвод» сажей или глиной высотой 25 – 30 см.
Под влиянием русских, башкир, татар, латышей в Иглинском и некоторых других районах украинцы перестают обмазывать дома снаружи, а местные народы в свою очередь под влиянием украинцев начинают обмазывать и белить стены внутри, а в Ермекеевском, Белебеевском, Хайбуллиннском и др.районах и снаружи.
Внутри стены между окнами расписывались растительным орнаментом, эта традиция в конце 1950-х гг. исчезла полностью.
Тёсом дома обшивали в первой трети ХХ в. только зажиточные крестьяне, с 1960-х гг. под влиянием местных народов и в связи с повышением материального благосостояния стали обшивать повсеместно.
Полы в доме по традиции вначале устраивались земляные («долiвка»). Для этого землю утрамбовывали и смазывали в несколько приемов глиной с соломой толщиной до 10 – 15 см., сверху пол выравнивали жидко разведенной глиной. Под влиянием местных народов у украинцев, прежде всего у зажиточных, уже до революции стали появляться деревянные полы («пiдлога»). Земляные пола в жилых помещениях можно было встретить еще вначале 1970-х гг., а в подсобных и хозяйственных помещениях и в настоящее время.
В домах с деревянным полом под влиянием русского населения украинцы стали устраивать подполья («подпол») для хранения овощей.
Потолок («стеля») поддерживался продольными или поперечными балками («сволок», «матка»), которые врубали в верхний или предпоследний венец сруба. В домах из глины балка укладывалась на «обгон», верхний венец, скрепляющий стены, или столбы. К 1940-50 гг. балки стали укладывать только поперек жилища на расстоянии полтора-два метра. На них набивали жерди и переплетали лозой. Часто в балках выбирали пазы, и в них закрепляли жерди или горбыли («сволочки»), С обеих сторон потолок обмазывался глиной. В д.Бабенка Иглинского района, по словам Ф.Клейнос, встречались потолки, настланные из коры липы. Под влиянием местных народов после революции широкое распространение получили дощатые потолки. Сейчас часто потолки подшивают фанерой. Потолок украинцы устраивали только над жилым помещением, сени и другие хозяйственные постройки, за редким исключением, потолка не имели.
Для украинского жилища в Башкирии более характерной была четырехскатная крыша («дах»), но в с.Байдаковка Альшеевокого района часто встречаются крыши с усеченным фронтоном, в д. Бабенка трехскатные крыши с вертикальным фронтоном с северной стороны. При господствующих зимой на территории Башкирии южных ветрах это спасало крышу от наносов снега. Не исключено что это является традицией, известной переселенцам на Украине. Двускатные крыша в конце ХIХ – начале XX в. встречалась редко, широкое распространение она получила только после войны под влиянием местных традиций и в связи с появлением нового кровельного материала – шифера. Фронтон зашивали снопиками соломы, осоки, камыша, заплетали лозой и обмазывали, с середины 1920-х гг., стали зашивать тесом. Нам известна только стропильная конструкция крыши украинского жилища на территории Башкирии. Исключение составляет крыша временного жилища – землянки – некоторых хозяйственных построек. Техника крепления стропил была различной. «Крокви на пятках» – стропила устанавливали в специальные запилы на поперечных балках («човпи», «прогони») и закрепляли гвоздем. Этот способ крепления, как самый простой, получил более широкое распространение с конца 1940-х начала 1950-х гг. В пос.Суражинском Иглинского района стропила ставили на «п'яти», бревна длиной 50 – 70 см., которые крепились к поперечным балкам. «Крокви на обгоне» – в обгоне и стропилах делали запилы («гньозда») и, совместив их, прибивали стропила к обгону, в этом случае конца стропил нависали над стенами, «Крокви на шипах» – стропила закрепляли в поперечных балках при помощи гнезда и шипа, входящего в это гнездо. Сверху стропила соединяли при помощи запилов и гвоздями, а также перекладиной «бантиной», которая врезалась в них. Различные способы крепления стропил в разных сочетаниях были распространены по всей территории проживания украинцев в Башкирии.
Самым распространенным кровельным материалом до 50-х гг. была солома, реже использовали камыш, железо, черепицу. Под влиянием местных народов в Иглинском районе с 1920 г. стали крыть дома тесом, а с 30-х гг. широко используется дранка. В лесном районе этот кровельный материал был более доступен. Шифер, как кровельный материал, повсеместно появляется в конце 40-х гг., соломой крыли «пiд корешок», «пiд глину», «пiд гребьонку», «по-простому». В Хайбуллинском районе, в условиях безлесья, когда солома шла не только на корм окоту, но и на топку, основным кровельным материалом была глина, смешанная с соломой. Этот способ покрытия известен и на юге Украины.
Итак, мы рассмотрели некоторые конструктивные особенности жилища, украинских переселенцев в Башкирии. Данная статья не претендует на исчерпывающее освещение вопроса. Это первый опыт подобного описания. На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что в жилище украинских переселенцев прослеживаются сложные напластования, обусловленные этническими традициями, экологической средой, спецификой жизни в национальном окружении, В жилище украинцев в Башкирии обнаруживается большая общность с постройками русских. Это объясняется, прежде всего, тем, что в нем сохранились черты, свойственные всем восточнославянским народам и восходящие ко времени Древней Руси, а также влиянием русского населения в новых условиях. В отдельных элементах можно проследить черты сходства с жилищем других народов, населяющих Башкирию. Эти влияния были двусторонними.