амилия Войцеховский для Кыштыма начала 20-го века, в большей степени, ассоциируется с именем русского военачальника генерал-лейтенанта Сергея Николаевича Войцеховского, который в 1918 году возглавлял чехословацкий корпус и под командованием которого были взяты Кыштым и, позже, Екатеринбург. А вот о кыштымском враче Войцеховском, информации, к сожалению я нигде не нашёл, ни в исторической справке ЦКБ города Кыштыма, ни на просторах интернета.
Тем не менее, в первые годы Советской власти врач Войцеховский был один из тех, кто боролся в Кыштыме с эпидемией тифа. Кто же он? В фонде Р-526 ОГАЧО (Объединённый Государственный архив Челябинской области) удалось найти лишь некоторые факты из его биографии и врачебной деятельности.
В 1919 году врачу Войцеховскому (имя и отчество в документах не указаны – С.Ч.) исполнилось 33 года. Военнопленный, австрийский подданный. Службу проходил в городской Кыштымской больнице (Именной список военнослужащих городской Кыштымской больницы… ОГАЧО Ф.Р-526, Оп.1, Д.1б, л.190).
28 ноября 1919 года в Кыштыме создана комиссия по борьбе с тифом. Председателей комиссии избран врач Войцеховский, секретарём товарищ Грачев. В комиссию вошли фельдшер Григорьев, товарищи Нестеров и Киселев. На первом же заседании «комиссия постановила в первую очередь произвести обследование санитарного состояния учебных заведений города, а так же всех советских и заводских учреждений, чтобы потом выработать ряд мероприятий по борьбе с тифозной эпидемией» (Протокол №1 заседания комиссии по борьбе с тифозной эпидемией в г.Кыштыме. ОГАЧО Ф.Р-526, Оп.1, Д.1б, л.2).Уже ко 2 декабря этого же года комиссией были получены первые результаты обследования. В школах до 10% обучающихся и педагогов были уже больны тифом. Санитарно-гигиенические нормы в полном объёме не соблюдаются практически ни в одном учреждении: заводские цеха, управление и контора; контора общества потребителей; мастерские союзов кустарей; народный банк; милиция; советская столовая; детский приют; богодельня и другие.
«Обсудив результаты обследования санитарного состояния общественных и советских учреждений, и принимая во внимание, что распространению тифозных заболеваний больше всего способствуют массовые скопления народа, комиссия признаёт необходимым принятие следующих мер:
1. Прекратить постановку спектаклей, концертов и других увеселительных зрелищ, как в Народном доме, так и в других помещениях Вехнего и Нижнего Кыштыма.
2. Прекратить занятия во всех учебных заведениях города и Нижне-Кыштымского завода сохранив временно занятия в выпускном (7-м) классе 2-й школы II ступени, на курсах для подготовки электро-техников и подготовительных университетских курсах, с условием, чтобы при занятиях были соблюдены все меры предосторожности в отношении к распространению тифа.
3. Закрыть детский сад-клуб и детскую библиотеку-читальню при нём.
4. Принимая во внимание, что рассадником тифа в большей мере являются железнодорожные станции и вагоны железных дорог, комиссия предлагает принять меры к тому, чтобы: 1) выезды из Кыштыма по железной дороге были сокращены до минимума; 2) помещения на железнодорожной станции Кыштым и Дамбы содержались бы в чистоте и пол на станциях ежедневно бы дезинфицировался; 3) было устранено излишнее скопление публики в помещениях станции Кыштым и Дамбы…» (Протокол №2 заседания комиссии по борьбе с тифозной эпидемией в г.Кыштыме. ОГАЧО Ф.Р-526, Оп.1, Д.1б, л.4об-6).
Кроме вышеперечисленных мер, указания по предотвращению тифа были выданы практически по каждому учреждению, в том числе временного закрытия библиотеки, устранение большого скопления народа в очередях, открытие мыловаренного завода, открытие новых тифозных бараков. Священникам было сделано предписание о похоронах всех умерших в закрытых гробах.
15 декабря в Кыштыме создаётся новая чрезвычайная комиссия по борьбе с тифом, где уже председательствовал товарищ Н.А. Зуйков. Секретарём избран К.Ф. Брем (Протокол №1 заседания чрезвычайной комиссии по борьбе с тифом. ОГАЧО Ф.Р-526, Оп.1, Д.1б, л.12). Врач Войцеховский вызывается на заседания комиссии в качестве консультанта. Именно он принимал решение об открытии или не открытии учебных заведений.
В конце концов, эпидемия тифа в Кыштыме была побеждена. Не последнюю роль в этом сыграл врач Войцеховский. Как сложилась дальнейшая судьба доктора не известно. Вполне возможно, он благополучно уехал к себе на родину и прожил до старости. Впрочем, нельзя исключить и другой вариант -репрессии. Оставшись в России, интеллигент, с такой неполиткорректной фамилией, вряд ли смог их миновать.
Сергей Чернов
P.S. После публикации информации в КР Алексей Мелентьев сообщил дополнительную информацию о враче Войцеховском: «Войцеховского звали Адам Владиславович. Источник - 31.08.1916 Удостоверение врача Адама Владиславовича Войцеховского (из военнопленных) о разрешении ему посещать больных военнопленных без сопровождения стражи ОГАЧО. Ф. И-169. Оп. 1. Д. 437. Л. 338 Копия, машинопись/