СТАРООБРЯДЦЫ КАСЛИНСКОГО ЗАВОДА
Г. А. Бродягин
Срединная земля, горы на стыке Европы и Азии. Аборигены башкиры, жившие
здесь, на реке Кургулак (Исток), называли свою зимнюю стоянку «У Камень» или «Дорож-
ная вода». Пришлых за «Камень» они обозначали словом «урысы», что значит «варна-
ки» (бандиты с большой дороги). Образовавшийся позднее на этом месте город башки-
ры стали именовать «Касли», что в переводе на русский язык означает «гусям приволье».
Здесь, между озер Касли и Иртяш, с древних времен пролегала прямая Сибирско-
Казанская дорога, еще она называлась Уральской. По этому пути «купецкие люди» вез-
ли товары на Тобольск, Кунгур, Уфу, Казань. Заводчики везли гужом металл с маркой
«Два соболя» на Сорокинскую пристань (Шемахинский завод) на реке Уфе.
По этой дороге и пришли на вотчинные башкирские земли посадские люди из
Тулы — купцы Коробковы: тридцатилетний Яков, его отец Родион и дед Тимофей Та-
расович. Прибыли они в Екатеринбург, который в то время считался крупным рас-
кольничьим центром, уступавшим по значению только Москве, и, не скрываясь, запи-
сались по вероисповеданию старообрядцами.
На новое место пришли они, руководствуясь указом Петра I, который гласил:
«Соизволяется всем и каждому, дается воля, какого бы чина и достоинства не был, во
всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить чистить
всякие металлы и минералы»1
.
15 мая 1746 года Коробковы заключили с Оренбургской губернской канцелярией
контракт на строительство железоделательного завода. В первом пункте этого доку-
мента записано: «…оной железный завод строить ему, Коробкову, своим собственным
коштом (за свои средства.— Г. Б.) обще с отцом ево — Родионом Коробковым на изы-
сканном им в Зауральской Башкирии, а именно в ведомстве старшины Янгильды Сап-
хангулова на истоке Каслинском, он же Кургулак, где под тот завод отвести ему, Короб-
кову, удобное место на первый случай, а именно под плотину, под фабрики и под вся-
кое заводское хоромное строение в длину и ширину от 5 до 600 сажен, да на выпуск
50 десятин»2
.
Так 18 августа 1749 года появилось на Южном Урале первое металлургическое
предприятие.
В церковной летописи каслинской Вознесенской церкви священником Констан-
тином Ляпустиным записано: «В 1774 году зарегистрированных раскольников, старо-
обрядцев в Каслях числилось обоего пола 56 душ…»
Вообще, первые русские жители каслинской земли, по представлению того же
Ляпустина, представляли собой «пришлый элемент, “обнищалые” людишки, все те,
кому трудно было или нельзя было жить в более населенных землях, кому нужно было
избежать кары и возмездия за преступления, кому нежелательно было подчиниться
новым гражданским и церковным реформам Петра Великого… Особенно шли в ураль-
ские леса раскольники, которые и были первое время главными насельниками и об-
русителями края»3
.
Фамилии тех первых каслинцев и сегодня довольно распространены. До сих пор
звучат, неся в себе отголоски прошлых лет и событий, фамилии Бродягины, Безродно-
вы, Голышевы, Голодновы, Бескрестновы…
Сотрудники Каслинского историко-художественного музея А. Торокин и Л. Стол-
бикова утверждают, что на южном берегу озера Сунгуль находился старообрядческий
скит, а на западном берегу того же озера стояла первая русская деревня Избица. Здесь,
в горных «гнездах», угол себе находили пришлые люди. Поглянулось им на «Камне»
жить: приволье, и от царского глаза спрятаны. Хоть и одежка худа и жизнь не баска, но
вольная земля дороже. Да и зверья не перебить, да и рыбы пруд пруди, руками да сил-
ками сколь хошь наловишь, была б охота.
А. Торокину и Л. Столбиковой удалось установить следующие факты: «29 мая
1746 года в указе из генеральной ревизии Сибирской губернии на имя исетского реви-
зора подполковника Апачина, что при каслинском заводе, заводчику Коробкову при-
писано в подушный оклад незаконнорожденных и непомнящих родства мужеского
полу со ста душ… К тому же во второй половине 1746 года на Каслинский завод еще
явилось незаконнорожденных девяносто и непомнящих родства — восемьдесят
четыре»4
.
Выходит, весной 1747 года в списках навечно приписанных к Каслинскому чугу-
нолитейному и железоделательному заводу числились 274 души «мужеского полу».
Якову Коробкову не удалось решить проблемы «маловодья» и «малолюдья». А вот
бывший кузнец из Тулы — Никита Никитич Демидов — с данным вопросом разобрал-
ся, и весьма успешно. В 1751 году деятельный, энергичный, волевой, имеющий опыт
в строительстве металлургических заводов, Н. Н. Демидов, дворянин «гнезда Петро-
ва», купил у Я. Коробкова Каслинский завод. Кроме того, Демидов купил у кочевников-
башкир 50 тысяч десятин земли всего по 72 рубля за десятину.
В 1755 году Н. Н. Демидов отправил на Урал из Нижегородской губернии
122 своих крепостных мастеровых, из Симбирской губернии — 131, из Тверской —
97, Галицкой — 43, Людиновской — 22, Нудовской — 34. Хорошие мастера нужны
были для строительства новых заводов; 12 литейщиков и 12 отдельщиков были
привезены с Кушвинского завода. У господина графа Головкина в Калужской губер -
нии из села Ромаданово были куплены и отправлены на Каслинский завод 10 плот-
ников. Квалифицированных рабочих переводил Демидов и со своих старых ураль -
ских заводов: Верх-Исетского, Невьянского, Нижнетагильского5
. Так, уже в 1757 го -
ду по соседству с Каслинским начали действовать Кыштымские (Верхний и Ниж -
ний) заводы.
И все-таки на Каслинском и Кыштымских заводах катастрофически не хватало
рабочих. В одной из ведомостей 1762 года сообщалось, что «вольных охотников с указан-
ными пашпортами ни за какую цену в русских жительствах для заводских работ сыскать
невозможно, ибо те заводы состоят внутри самой Башкирии»6
. Лучшие мастера, при-
везенные Демидовым на уральские земли, в большинстве своем были старообрядцами.
Но были и другие старообрядцы — те, что самостоятельно покидали родные края, ухо-
дя в виду притеснений их веры новыми законами. Известными центрами старообряд-
цев, беглопоповцев в России были Поморье, Поволжье, местность по реке Керженец
в пределах Нижегородской губернии. Здесь, на Урале, их стали называть кержаками.
Управляющий Петр Яковлевич Харитонов вступил в совладение заводами Кыш-
тымского округа по доверенности супруги своей — Марии Львовны Расторгуевой (до-
чери Л. И. Расторгуева).
Из родословной семьи Харитоновых, составленной в 1825 году отцом Петра Яков-
левича — Яковом Васильевичем Харитоновым, мы узнаем некоторые исторические де-
тали: «…прародители наши… крепостные князя Прозоровского в Московской губер-
нии Покровского уезда в селе Киржич были достаточного состояния, содержали ста-
рообрядческое исповедание, за что претерпели от великороссийских священников
и протчих тогда там начальствующих большие притеснения, отчего принуждены были,
оставя дом и прочее имущество, скрытым образом удалиться в сибирские пределы,
а наперво поехали в начале семнадцатого столетия в Невьянский бывшего г. Демидова
завод, где и водворились…» Эти записи дают нам представление о том, как раскольни-
ки появились на Урале. В Касли раскольники шли тем охотнее, что заводчики Короб-
ковы, Демидовы, Дружинины, Расторгуевы, Харитоновы были ревностными привер-
женцами раскола.
Петр Яковлевич Харитонов, будучи сам раскольником, являлся ревностным по-
кровителем каслинских старообрядцев. Для удовлетворения религиозных потребно-
стей он построил на улице Верхней (ныне Комсомольская) часовню во имя Успения
Пресвятой Богородицы.
«С постройкой единоверческой церкви в 1841 году часовня была закрыта. Многие
иконы, книги и богослужебные принадлежности, составляющие бесценное достояние
часовни, были перенесены в церковь. В числе вещей был осьмиконечный крест с вло-
женными в него мощами святых и частями ризы. Этот крест был приобретен Харито-
новым и принесен в дар часовне. Было также и старопечатное напрестольное Еванге-
лие середины семнадцатого века. Некоторые местные иконы единоверческого иконо-
стаса были также взяты из часовни.
В 1891 году примерно на том же месте была построена другая часовня, возле
нее — дома для жития священнослужителей и для приезжих из деревень прихожан…»7
Все владельцы заводов Кыштымского округа были старообрядцами и принимали
на заводы в основном своих единоверцев. В летописи Каслинской церкви Вознесения
записано: «В начале XIX века число раскольников в Каслинском заводе, как и в других
заводах, принадлежащих Расторгуевым, быстро увеличилось благодаря поддержке
раскола со стороны заводчиков и управляющих. Особенно фанатической преданностью
расколу и враждебным отношением к православной и единоверческой церквям отли-
чались Григорий и Тит Зотовы…»
Исследователь экономического развития промышленного Урала историк О. В. Лин-
ник в книге «История уральской промышленности» приводит следующие данные
о численности старообрядческого населения: «В 1847 году при Кыштымских заводах
числилось раскольников мужского пола — 423, женского — 455 душ; в селе Рожде-
ственском мужского пола — 13, женского пола — 15 душ; при Каслинском заводе муж-
ского пола — 241, женского — 289; при Нязепетровском — 150 и 200; Шемахинском —
254 и 285 соответственно. Всего по заводам числилось мужского пола — 1083, женско -
го — 1254 души»8
. Учитывая, что это официальные данные, для которых характерно
занижение истинных показателей, можно сделать вывод, что Кыштымский горный
округ был центром раскола на Южном Урале.
Из летописи же мы узнаем, что «тяготение Расторгуевых к расколу не ограничи-
валось сферой их внутренней духовной жизни, оно проявлялось и вовне и сказывалось
Успенская единоверческая церковь.
Построена в 1852 г. Стояла в г. Касли на месте
современного кинотеатра «Россия» (ул. Ленина).
Взорвана в начале 1950-х гг.
Древлеправославный храм во имя апостолов
Петра и Павла (г. Касли, ул. Луначарского).
Строительство ведут Павел Иванович Чернышев
и его сыновья Петр и Федор. 2012 г.
Православие на Южном Урале. XVIII — начало XX века
83
даже в заводском управлении. Так, все более или менее видные заводские должности
занимались староверами»9
.
Управляющие П. Я. Харитонов, Г. Ф. Зотов, приказчики Аким Аврамов, Яков Се-
ребряков, Прохор Блинов — староверы. А ведь грозный приказ Петра I требовал, чтобы
старообрядцам «ни у каких дел начальниками не быть, а быть токмо в подчинении».
Возникает вопрос: что побудило Петра Григорьевича Демидова продать Каслин-
ский и Кыштымские заводы богатому купцу-виноторговцу Льву Ивановичу Расторгуеву
с рассрочкой на семь лет, да еще и взаймы дать 1 251 500 рублей ассигнациями? Возмож-
но, причина таких уступок новому хозяину заводов была в том, что оба они являлись
старообрядцами. И эта уступчивая сделка в какой-то мере стала гарантией сохранения
старообрядческого центра на Южном Урале.
Л. И. Расторгуев, старообрядец, беспоповец, став владельцем Каслинского
и Кыштымских заводов, профинансировал строительство скита — мужского старооб-
рядческого монастыря на берегу озера Сунгуль. Лучшего места для созерцания божьих
красот в природе Урала, для аскетического молитвенного настроя, пожалуй, не найти.
Братия скита насчитывала несколько десятков человек. Пожертвования монахам по-
ступали не только от Расторгуева и его наследников, но и из европейской части России
и Сибири. Монастырь имел крепкие связи со старообрядческими центрами в Москве,
на Иргизе, Дону. С наставлениями этих центров сунгульские монахи сверяли свои ду-
ховные пути.
На монастырском кладбище были две особо почитаемые могилы — старца Леони-
да и старицы Елены. Старца Леонида почитали неканонизированным святым. В день
апостолов Петра и Павла шли крестным ходом с молитвенным песнопением из Каслей,
Кыштыма, Уфалея, Карабаша и встречались на маукском мосту. Многочисленные па-
ломники приезжали со всей России. Каслинцы семьями приплывали на деревянных
весельных лодках по озерам Большие Касли и Киреты, через буянские устья попадая
в озеро Сунгуль. У могил Леонида и Елены в этот день сооружали специальный иконо-
стас из принесенных прихожанами икон. Молились, как обычно, без священнослужи-
телей. Вообще, монахи этого монастыря молились летом на кладбище, а зимой —
в келье, через проделанную в сторону востока дыру в стене. За это их называли «дыр-
никами» или «дыромолами».
Те, кто по своим убеждениям присоединялся к монахам, строили свои кельи
в виде балаганов в лесах поблизости от монастыря. Стены внутри делали из жердей,
снаружи обносили камнем-плитняком и засыпали землей, печи складывали из камня.
Зимой в таких кельях было тепло.
Так жили и старцы, именами которых до сих пор в народе называются горы вбли-
зи озера Сунгуль: Еремиха, Семениха, Кобелиха. Скрывались они в этих местах, пре-
следуемые за свою веру, охваченные страхом перед грехами мирскими, не веря в воз-
можность спасения и ожидая конца света в уединении, проводили свои дни в строгом
посту и постоянной молитве.
В 1837 году сунгульский скит был разорен, некоторые монахи ушли дальше в леса,
в болота. На оставшихся были заведены уголовные дела. Скит и в дальнейшем неодно-
кратно разорялся, православная церковь не хотела оставлять раскольников в покое.
Из лучших на Урале знатоков горного дела, талантливых организаторов произ-
водства на первых металлургических, «железовододействующих» заводах известны
пять управляющих рода Зотовых. Крепостной Петр Зотов, сын Петров, появился на
Урале вместе с первыми Демидовыми. Акинфий Демидов переселил из Тулы на Невь-
янский завод семью Петра Зотова, который стал здесь приказчиком. По этому же пути
пошли его дети и внуки. Сын Федот бессменно и до кончины был управляющим на
Шуралинском заводе. В его старообрядческой благочестивой семье воспитывались
и постигали премудрости горного дела три сына.
Старший сын Поликарп был управляющим Режевского завода. После его
смерти (1817) его место занял сын Тит, который в будущем станет управляющим
Каслинским и Кыштымскими заводами. Средний сын Савва в 1802 году заменил
престарелого отца на Шуралинском заводе. Младший сын Григорий свою головокру-
жительную карьеру начал также на Шуралинском заводе, работая кричным мастером.
В 30 лет крепостной рабочий Григорий Зотов был принят заводчиком гвардии кор-
нетом Алексеем Яковлевым в приказчики, а затем за умение и старание назначен
главным управляющим Верхне-Исетским округом и стал доверенным лицом заводо-
владельца.
Не случайно заводчик Л. И. Расторгуев породнился с управляющим Г. Ф. Зото-
вым, отдав свою младшую дочь Екатерину замуж за Александра, сына Г. Ф. Зотова.
Позднее наследницы Расторгуева уговорили Григория Зотова стать управляющим
Каслинским и Кыштымским заводами.
Лейб-хирург императора Александра I Д. К. Тарасов так описывает внешность
Григория Зотова: «Наружность и осанка… при первом взгляде обличала в нем светлый
натуральный ум, сильный характер… Орлиные глаза его выказывали необыкновенную
проницательность. Высокий рост, атлетическое строение, окладистая борода, курча-
вые с проседью волосы и особенное приличие в обращении — невольно возбуждали
внимание и уважение»10. Кличка «кыштымский зверь», прочно приставшая к личности
Григория Федотовича Зотова, по моему мнению, незаслуженно дана этому человеку.
Обладая большой созидательной энергией, Г. Ф. Зотов, став управляющим, с осо-
бым рвением взялся за реконструкцию и техническое переоснащение Верх-Исетского
завода, принадлежавшего Алексею Яковлеву. Он усовершенствовал машинопрокатный
стан. Железо, изготовленное на этой машине, обладало изумительными свойствами:
не ржавело, не требовало окраски и до ста лет исправно служило в качестве кровли.
Признав важность изобретения, правительство России наградило владельца завода
Яковлева золотой медалью «За полезное». А создатель прокатного стана Зотов, в свою
очередь, был облагодетельствован заводчиком Яковлевым тем, что получил освобожде-
ние от крепостной зависимости. Кроме того, Г. Ф. Зотов создал механическую фабрику,
на которой было налажено производство паровых машин и освоено бронзовое литье.
В 1815 году он сделал проект сооружения канала Исеть — Решетка — Чусовая. Во вре-
мя Отечественной войны 1812 года изобрел машину для полировки пушечных ядер.
За это изобретение Зотов удостоился золотой медали «За усердие».
Фирменное листовое кровельное железо завоевало рынок Западной Европы.
В 1814 году экспорт «яковлевской» продукции только в Америку составлял около
300 тысяч пудов.
За время зотовского правления Верх-Исеткий завод преобразился. Вместо дере-
вянных строений возникли корпуса из кирпича и камня. В заводских цехах заменили
оборудование. Заводы Яковлева за год приносили своему хозяину доход, равный трем
миллионам рублей.
Во время путешествия по Уралу в 1824 году император Александр I, осмотрев
Верх-Исетский завод, узнал, что предприятие доведено до высшего совершенства бла-
годаря бывшему крепостному кричному мастеру, выросшему до управляющего окру-
гом. Император пожелал лично познакомиться с Зотовым.
Эта знаменательная встреча состоялась в великолепном особняке П. Я. Харитоно-
ва, зятя покойного заводчика Л. И. Расторгуева, который построил небывалый в горо-
де дворец, чтобы блеснуть своим богатством перед екатеринбургской знатью. В ходе
беседы Александр I настолько был впечатлен Г. Ф. Зотовым, что повелел ему изложить
в письменном виде свое мнение о совершенствовании горнозаводского хозяйства на
Урале и слать лично ему. Отвечая на вопросы императора, Зотов подтвердил свою
принадлежность к расколу и попросил царского соизволения поставить на куполах по-
строенного екатеринбургской братией каменного храма святые кресты, поскольку
епархиальное начальство не разрешает их устанавливать. Царь Александр Благосло-
венный пообещал разрешить поставить святые кресты на этот храм.
В середине 1820-х годов ведущий именитый иконописец из Невьянска Иван
Богатырев с сыновьями занимался росписью икон для старообрядческой Никольской
часовни. Иконостас работы Богатыревых начали устанавливать в 1826 году, но уже
в следующем году император Николай повелел разобрать его, что и было испол -
нено. Иконописец Богатырев руководил также работами по созданию икон для
иконостаса домовой молельни Л. И. Расторгуева — одного из столпов уральского
староверия.
Горное начальство казенных заводов не благоволило к Зотову, поэтому на
званый (в честь приезда императора) обед именитых горожан города Екатеринбурга
Православие на Южном Урале. XVIII — начало XX века
85
Григорий Федотович приглашен не был. Александр Павлович спросил у главного
горного чиновника Осипова, почему не пригласили Зотова. На что тот ответил, что
Зотов не относится к числу местных граждан. Государь выразил сожаление о том,
что здешнее начальство не обратило внимания на столь опытного в горном деле и столь
полезного человека. А в письме императрице написал о Зотове, что первый раз
в жизни встретил мужика с таким светлым умом и опытностью во всех отраслях горно-
го искусства.
Трижды награждался Григорий Зотов за свою изобретательность, получил от
царя три золотые медали для ношения на шее. И если история вручения первой меда-
ли известна, то о появлении двух других сведений нет.
В 1825 году на престол с пушками взошел Николай I: расстреляв декабристов,
обагрил кровью Сенатскую площадь. Затем он рьяно взялся за ликвидацию опасных
очагов возмущения, тайных и явных, в том числе раскольников, старообрядцев. Волна
репрессий обрушилась на уральские старообрядческие общины, которые Николай
считал политическими организациями, неподконтрольными верховной власти, и угро-
зой незыблемости самодержавия. Священники, переходящие из официальной церк -
ви к старообрядцам, признавались тяжкими преступниками и подвергались жесто -
кому наказанию: их пытали, вздергивали на дыбу, отрезали им языки, отрубали пра-
вую руку.
В одной из докладных записок на имя царя сообщались сведения, касающие-
ся Г. Ф. Зотова. Говорилось о строгой взыскательности управляющего, доведенной
до крайней жестокости и тирании. В связи с этим в 1826 году в Кыштымский горно-
заводской округ прибыла секретная комиссия во главе с флигель-адъютантом Нико-
лая I полковником графом А. С. Строгоновым — якобы для расследования жалоб
рабочих на чрезмерные притеснения и нужду. Но главной целью этого расследова-
ния являлась расправа над богатыми и влиятельными руководителями старообрядче-
ских общин.
Десять лет провел Григорий Зотов под надзором полиции. В 1837 году по рас-
поряжению императора Зотов и Харитонов были сосланы в Финляндию (г. Кексгольм),
где П. Я. Харитонов через год умер. Дата смерти Г. Ф. Зотова не установлена.
Л. И. Расторгуев, сват Зотова, незадолго до суда умер, иначе и ему было бы не из-
бежать ссылки за злодеяния и доведение работных людей до бунта. Г. Ф. Зотов стал
главной фигурой в деле по обвинению в жестоком обращении с рабочими. После
успешного управления заводами он был взят под домашний арест, а деловые бумаги
опечатаны. Кроме всего прочего Зотову приписывалось убийство зачинщиков бунта
и жалобщиков. По тогдашним законам Зотов подлежал наказанию шпицрутенами
и ссылке на каторгу в Сибирь. Ссылка в Финляндию была связана с необходимостью
удалить его от урало-сибирского «гнезда».
Тем не менее, двадцатилетний опыт Г. Ф. Зотова, приобретенный им на Верх-
Исетском заводе, дал эффективные плоды в Каслях и Кыштыме. Производство было
доведено до высшей степени совершенства. В авторитетном «Горном журнале» в 1832 го-
ду писалось: «Плавильное производство заводов Кыштымских и Каслинского, в том
числе, можно поставить в пример всем прочим заводам Империи… Должно приписать
улучшение это… одному и тому же лицу — то есть Г. Ф. Зотову». При Зотове корпуса
в Каслинском заводе строятся из кирпича и камня, появляются белокаменный двух-
этажный дом управляющего заводами, новое здание заводской конторы, колоннадное
здание госпиталя. К ожидаемому приезду в Касли царя Александра I Благословенного
в городе построен каменный мост.
В 1825 году с высочайшего позволения императора Александра I с Каслинского и
Кыштымских заводов снята казенная опека и они перешли в частное владение наслед-
ниц Расторгуева.
В октябре 1863 года протоиерей Екатеринбургский Николай Смирнов по ве-
лению высокопреосвященного архиепископа Пермского и Верхотурского проводил
в Каслинском заводе дознание и увещевание к лицам, состоящим в расколе и уклонив-
шимся от православия и единоверия. Обвинения тогда были предъявлены многим.
В деле по раскрытию раскольников звучат доходящие до абсурда обвинения:
«Самойлин совратил в раскол жену Матрону»;
Г. А. Бродягин. Старообрядцы Каслинского завода
86
«Никифор Кузнецов с раскольнической девкой Марьей Столбиковой имеют
в доме своем сборища молодых людей в праздничные дни, стараются изощрять
их в превратном толковании истин веры»;
«Булаев был за бродяжничество и скитничество под судом и присоединился
к православию, ныне вновь обнаружил свое уклонение в раскол отпетием своего
младенца вне церкви и похоронением его с раскольниками еа их кладбище»;
«Дунаев, Стефан Блиновсков, Михаил Беленьков с женой Натальей, Мало-
земов (известный фанатик) в нежилых домах имеют иконостасы… в них бывает
общее моление с громогласным пением. Службу отправляет кр-н Андрей Чулков,
слывший здесь за протопопа»;
«у Стефана Блиновского в трех верстах от Каслинского завода, на берегу озе-
ра Малые Касли, в обширном доме проводит богослужение высшее австрийское
духовенство — лжеепископ Геннадий»;
«в углублении лесов неизвестный шарташский старик производил в своей
избе служение, в котором участвовали и православные»;
«совершается самочинное погребение православных и единоверцев на рас-
кольничьем кладбище. Так, тело умершего православного Артемия Рыбакова
было похищено из-под стражи станового пристава и предано земле на расколь-
ничьем кладбище. В тот же день оно было вырыто, и над ним был совершен свя-
щенником Лавровым обряд христианского погребения. Этим же Рыбаковым, ра-
нее смерти его, некрещеный в церкви младенец его похоронен был на раскольни-
чьем кладбище».
Примечателен вывод, сделанный Николаем Смирновым в своем рапорте: «Пло-
дов от сих увещеваний и вразумлений, продолжавшихся почти непрерывно в течение
трех дней по сильному развитию раскола в Каслинском заводе и надежде ненаказан-
ности, не последовало никаких, иначе и быть не могло. Дух каслинских жителей изве-
стен всем. Это вольность и упрямство в своих суждениях и действиях»11.
Именитые старообрядцы Каслей
Самойлины. В числе десяти плотников, которых Демидов купил у графа Головки-
на в 1752 году, был 28-летний Самойла, Михайлов сын, из села Ромаданово Калужской
губернии. А уже в 1763 году в третьей ревизии Каслинского завода значится фамилия
Самойлины. У Самойлы было четыре сына: Алексей, Иван, Степан и Михаил. Так по-
явилась в Каслях рабочая династия Самойлиных.
«Михаил Самойлин — литейщик
каслинского завода. Он со своей неопро-
вержимой староверческой верой, на-
стойчивостью и упрямством привил сво-
им сыновьям умение творить из чугуна
произведения искусства». В старообряд-
ческой семье Михаила также было че-
тыре сына: Федосей, Гордей, Трофим
и Федор.
В 1864 году Михаил Самойлин фи-
гурировал в деле по обвинению рас-
кольников как уклонившийся от прово-
славной церкви.
Старший сын Михаила Самойли-
на, Федосей, стал известным формовщи-
ком чугунного художественного литья.
Он принимал участие в создании выста-
вочных чугунных павильонов для Все-
российской выставки 1896 года в Ниж-
нем Новгороде и для Всемирной вы-
ставки 1900 года в Париже. Федосеем
Самойлиным отлиты детали верхнего
Семья Бродягиных. Сидят:
Николай Григорьевич, Александра Петровна,
Валентина Георгиевна; стоят:
супруги Антонида Григорьевна и Алексей Николаевич,
Александр Николаевич, Василий Николаевич. 1933 г.
Православие на Южном Урале. XVIII — начало XX века
87
яруса Парижского павильона и фигуры вещих птиц «Радости и Печали». Братья
Федосея — Гордей и Трофим — также были опытными формовщиками художествен-
ного литья.
Четвертый сын Михаила, Федор, стал мастером чеканки и отработал чеканщиком
47 лет, выйдя на пенсию в возрасте 80 лет. Загадкой в судьбе этого человека остался тот
факт, что он, будучи фанатично верующим, готовил себя служению Богу, но, тем не
менее, посвятил свою жизнь труду. Всегда спокойный, он не курил и не употреблял
спиртные напитки. Имея начальное образование, в то же время был высокообразован-
ным, высококультурным, глубоко верующим и начитанным человеком. У него была очень
богатая личная библиотека, он легко читал книги с церковно-славянским шрифтом.
Первый секретарь Челябинского обкома КПСС Н. Г. Патоличев (впоследствии
министр внешней торговли СССР) приехал в дом к Федору Михайловичу с просьбой
«поднять на ноги стариков», сподвигнуть их на возрождение производства каслинского
художественного литья. Отмечая труд «стариков» после окончания Великой Отече-
ственной войны, Патоличев многим, в том числе Федору Михайловичу Самойлину
и Николаю Григорьевичу Бродягину, вручил именные часы12.
Голованов. Старообрядец Михаил Васильевич Голованов неоднократно избирал-
ся старшиной Каслинской волостной управы. За благоустройство и культурное строи-
тельство в Каслях был удостоен в 1913 году императорской медали.
Михаил Васильевич умер 12 мая 1933 года и похоронен на старообрядческом
кладбище (район современных улиц Чапаева, Урицкого, Герцена, Труда). В списке
«Культурное наследие города Касли» это кладбище значится как утраченный культо-
вый объект. Еще до недавнего времени на месте захоронения каслинских старообряд-
цев стоял деревянный памятный крест, установленный ревностными защитниками
старины, жителями города Касли В. М. Свистуновым и В. Н. Тарасовым.
В настоящее время кладбища не существует, и нет памятного креста, и нет над-
гробных плит…
Бродягины. Глава полупатриархальной семьи Бродягин Николай Григорьевич, су-
пруга его Александра Петровна, сыновья, снохи и внуки — все жили под одной крышей.
Николай Григорьевич проработал на машзаводе мастером по окраске художе-
ственных вещей 50 лет. И уходил с завода лишь на три года — служить в царской ар-
мии. Работал на чугунолитейном заводе и его отец Григорий Федотович Бродягин.
Позднее пошли трудиться и сыновья Н. Г. Бродягина: Алексей, Александр, Василий.
И меня в неполные 16 лет позвал заводской гудок за токарный станок на наш родной
машиностроительный завод — п/я № 20.
Помню, как-то в раннем детстве остался я один в доме. Взял лежавший на печи
большой фигурный ключ от амбара. И, открыв его, очутился среди запыленной старой
мебели. Заинтересовал меня
огромный кованый сундук. По-
рылся среди книг — потрепан-
ных, религиозных, с крестами,
вензелями. И попала мне в руки
красивая вещичка — то ли брон-
зовая, то ли золотая — из четы-
рех створок, с картинками. И стал
этот складень служить у меня
забором в «домике» под столом.
Однажды дед обнаружил у меня
эту игрушку, за что и отлупил
плеткой. А когда я подрос, дед
объяснил мне, что моя находка
вовсе не золотая, а медная, и яв-
ляется старообрядческим склад-
нем, который принадлежал его
старшему сыну Алексею, жив-
шему постоянно на заимке, на
берегу озера Сунгуль.
Чеканщик художественного литья Каслинского завода
Федор Михайлович Самойлин с женой Марией Степановной,
детьми и крестной матерью Шелеговой. 1953 г.
Г. А. Бродягин. Старообрядцы Каслинского завода
88
Чернышевы. Павел Иванович Чернышев живет в Каслях с женой, сыновьями
и снохами, с внуками в наследственном доме прадеда Филиппа, деда Федора и отца
Ивана. Родился Павел Иванович в 1935 году в семье потомственных кузнецов-кустарей.
Кузница находилась на задах дома, на берегу заводской речки Исток. Прадед, дед
и отец исповедовали истинную, крепкую веру. П. И. Чернышев и его сыновья свято
хранят память о своих предках, чтят веру, соблюдая ее законы, совершают религиоз-
ные обряды по-старому, как предки. Сейчас Павел Иванович пенсионер. Он 31 год
отработал на заводе главным энергетиком и главным инженером по надзору за грузо-
подъемными машинами. Семья Чернышевых на собственные средства строит деревян-
ный храм рядом со своим домом на улице Луначарского (Широкой). Посильную фи-
нансовую помощь оказывает им девяностотрехлетний старший брат, Федор Иванович
Чернышев, проживающий в Екатеринбурге. Построенный храм будет считаться хри-
стианским древлеправославным и освящен во имя апостолов Петра и Павла.